Язык диалога должен быть ясным, точным, сжатым и выразительным. Самый тяжкий порок — это невыразитель­ность языка. Язык диалога должен быть свежим и ориги­нальным. Язык становится банальным, теряет свою выра­зительность, когда перестает ощущаться живое содержа­ние слов, оттенки передаваемых ими мыслей и чувств, когда человек говорит не своими словами, а общими, за­езженными выражениями, ходячими фразами, языковы­ми штампами. В жизни так не говорят, между тем авторы подобных плохих диалогов бывают убеждены, что они придают языку своих героев жизненную непосредствен­ность и красочность. Но это больше похоже на язык по­пугая, чем на человеческий язык. Язык диалога может быть и не столь безвкусным, быть строже и проще, быть «чистеньким» и «аккуратным» и в то же время страдать сухостью, невыразительностью, банальностью. Положи­тельные герои в некоторых советских фильмах иногда го­ворят сухим книжным языком. Применяемая часто при этом нарочитая вульгаризация речи, якобы для ее ожив­ления, приближения к живой разговорной речи, приво­дит к дискредитации политического языка, к нехудоже­ственности, бесцветности диалога. В сценарии А. Мачерета «Твердеет бетон» (фильм «Дела и люди») начальник бригады Захаров, ущемленный ироническим отношением к его работе со стороны американского специалиста, за­пил и вот какими словами разговаривает наедине с собой о себе и своей работе: «Пойдешь… слышишь, пойдешь, говорю. Поднажмем большевистски и заставим… Заста­вим… Пойдешь… Овладеем… Слышишь, — овладеем… (все это Захаров выкрикивал, в сильном возбуждении вертя стулом; затем он оставил стул, сел на него и отдышался)… А все-таки догоним и перегоним, Бог даст… А что — не перегоним?»

Одним словом, Захаров утерял дар живого языка, он и в личном быту и в живой работе мыслит и говорит на­думанным, цитатным языком.

Из этого не следует, что новые понятия, новые слова не могут или не должны переходить из сферы политичес­кого и делового общения в живую речь. Язык современ­ного советского гражданина, будь он рабочий или колхоз­ник, инженер или литератор, содержит в себе много новых понятий, новых словообразований, вошедших в него органически вместе с новыми интересами, с новым содержанием жизни. Но этот язык должен в художествен­ном произведении быть живым языком, на котором дей­ствительно говорят в жизни люди, а не тем механистическо-приспособленческим языком, который неоднок­ратно служил благодарным материалом для советской сатиры и юмористики.

Примером живого, простого, выразительного и неба­нального языка диалога может служить следующая сцена из «Чапаева»:

В занятой станице. В комнате за столом сидит Дмитрий. У окна удобно расположился Чапай. Чапай аппетитно грызет большое яблоко. Фурманов сосредоточенно чистит картошку. В дверь входит Елань.

Его рука перевязана свежим бинтом. Он как-то особенно козырнул Фурманову и остано­вился перед Чапаевым. Чапай покосился на него:

– РАНЕН? Елань вытянулся:

– РАНЕН, ВАСИЛЬ ИВАНЫЧ!

В голосе его явно сквозил оттенок гордости. — НУ И — ДУРАК! — произнес спокойно Чапаев… Елань недоуменно уставился на своего командира. Ча-пай откусил яблоко и, хрустя им, заговорил:

– ТЫ ЕСТЬ КОМБРИГ! ОДИН – МОЙ БОЕВОЙ ЗА­МЕСТИТЕЛЬ… И ПОДСТАВЛЯТЬ СВОЙ ЛОБ ВСЯ­КОЙ ДУРАЦКОЙ ПУЛЕ НЕ ИМЕЕШЬ ПРАВА…

Он замолчал, пережевывая яблоко.

Елань, все еще не понимая, смотрит на Чапая.

– ТАК ВЕДЬ ПУЛЯ-ТО, ВАСИЛЬ ИВАНЫЧ, – ОНА НЕ РАЗБИРАЕТ, КТО КОМБРИГ, А КТО…

– ПУЛЯ-ТО, КОНЕЧНО, НЕ РАЗБИРАЕТ… – пере­бил Чапаев, – А ВОТ ТЫ САМ – РАЗБИРАТЬСЯ ДОЛЖЕН… ГОЛОВА-ТО ЕСТЬ НА ПЛЕЧАХ! Чапай бросил огрызок яблока и быстро поднялся. -ИДИ.

Приведем еще одну сцену из того же сценария. В этой сцене — собрание, политическая речь, разговор на поли­тическую тему, политические слова, но как они живо и ху­дожественно убедительно звучат.

Перед крыльцом школы шумит собравшаяся на лету­чий митинг толпа. Здесь — партизаны чапаевской вольницы, ивановские ткачи и много крестьян. На перилах крыльца стоит Фурманов, явно прислуши­ваясь к говору толпы.

Но вот на крыльце появляется Чапаев. Он снова в папахе, и на нем по всем правилам устава надето сна­ряжение.

Люди стихли. Все повернулись к нему. Чапай встал, еще раз пробежал глазами по лицам и решительно вскинул голову:

– ЭТО КАК ЖЕ ПОНИМАТЬ… ТОВАРИЩИ-БОЙ­ЦЫ? ПОЗОР ДИВИЗИИ НАШЕЙ, ВСЕЙ КРАСНОЙ АРМИИ… ПЯТНО!

Голос Чапаева зазвенел:

– ВЫ У КОГО ТАЩИТЕ? У СВОЕГО ЖЕ МУЖИКА… ТАЩИТЕ, А МЕЖДУ ПРОЧИМ… МЫ ЗА ЭТОГО МУ­ЖИКА ДА ЗА РАБОЧЕГО… ЖИЗНИ СВОИ КЛА­ДЕМ… СУПРОТИВ ЭКСГОЮАТАЦИИ… И ПРОЧЕГО ТАМ… КАПИТАЛУ РАЗНОГО!

Тихо. Молча стоят люди.

– РАЗВЕ Ж ЗА ЭТО СЛАВА О НАС ИДЕТ? РАЗВЕ Ж БАНДИТЫ ЧАПАЕВЦЫ? НУ, ГЛЯДИ У МЕНЯ, «ГЕ­РОИ».

Он выпрямился во весь рост и загремел:

-…Я БУДУ РАССТРЕЛИВАТЬ КАЖДОГО, КТО НА­ПЕРЕД БУДЕТ ЗАМЕЧЕН В ГРАБЕЖЕ! САМ ВОТ ЭТОЙ ВОТ РАССТРЕЛЯЮ ПОДЛЕЦА!

Чапай энергично потряс в воздухе правой рукой…

– А Я ПОПАДУСЬ – СТРЕЛЯЙ МЕНЯ! НЕ ЖАЛЕЙ ЧАПАЕВА! Я ВАМ ГДЕ КОМАНДИР? ТОЛЬКО В СТРОЮ! А НА ВОЛЕ – Я ВАМ – ТОВАРИЩ… Чапаев все больше и больше увлекался своею речью и общим вниманием.

– Я ЧАЙ ПЬЮ – САДИСЬ СО МНОЙ ЧАЙ ПИТЬ! Я ОБЕДАЮ – ПОЖАЛУЙСТА, КУШАЙ! ВОТ КА­КОЙ Я КОМАНДИР! Я ПРАВИЛЬНО ГОВОРЮ, ТОВАРИЩИ?.. ПРАВИЛЬНО Я ГОВОРЮ? Партизаны, ткачи, крестьяне дружно загудели:

– ВЕРНО СКАЗАЛ – В САМУЮ ТОЧКУ! ПОМЕ­РЕТЬ – ЛУЧШЕ НЕ НАДО!

Чапай широко улыбнулся и, все еще тяжело дыша после непривычно долгой речи, опустился на скамью и с какой-то наивной гордостью посмотрел на Фурма­нова.

Дмитрий невольно улыбнулся.

Бородач, о чем-то пошептавшись с мужиками, опять подошел к Чапаю.

– ВОТ, ВАСИЛЬ ИВАНЫЧ, МУЖИКИ СОМНЕВА­ЮТСЯ… К ПРИМЕРУ – ТЫ ЗА БОЛЬШЕВИКОВ ИЛИ ЗА КОММУНИСТОВ?

Чапай сразу смутился и, недоумевая, переспросил:

–  ЧЕГО?

Бородач тоже почему-то смутился, но повторил:

–  Я СПРАШИВАЮ… ВЫ ЗА БОЛЬШЕВИКОВ АЛИ ЗА КОММУНИСТОВ?

Стало тихо…

Партизаны, крестьяне, ткачи, — все смотрели на Чапая и ждали, что он ответит.

Чапай чувствовал это. Помолчав, покосился на Фурманова и пробурчал:

– Я ЗА ИНТЕРНАЦИОНАЛ! – и вздохнул с облегче­нием.

Дмитрий улыбнулся и переспросил:

– А ТЫ ЗА КАКОЙ – ВТОРОЙ ИЛИ ТРЕТИЙ? Чапай недоуменно поднял голову:

– ЧЕГО ЗА ВТОРОЙ? Фурманов спокойно разъяснил:

– ИНТЕРНАЦИОНАЛ.

Чапай замялся и хмуро ответил:

– НУ УЖ, ЗА КАКОЙ НУЖНО, ЗА ТОТ И СТОЮ…

–  А ВСЕ-ТАКИ – ЗА ВТОРОЙ ИЛИ ЗА ТРЕТИЙ? -упорствовал Дмитрий.

Чапай даже вспотел от непривычного напряжения, но упорно не сдавался.

Вдруг он вскинул голову и быстро спросил Дмитрия:

–   А ЛЕНИН – В КАКОМ?

– В ТРЕТЬЕМ, – ответил Фурманов. – ОН ЕГО И СОЗДАЛ – ТРЕТИЙ, БОЛЬШЕВИСТСКИЙ.

— НУ, И Я ЗА ТРЕТИЙ, — решительно перебил его Чапай.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Тоже интересно