544. Женщина посмотрела на него и, отнимая у него свою руку, сказала презрительно:
– НАЛИЗАЛСЯ. МИЛАШКА.
45-й инцидент
545. На часах бара без пяти минут 7 часов.
546. В дверях бара появляется большая группа рабочих.
547. Сантандер увидел…
548. Увидел и полицейский агент, забеспокоился…
549. Полицейский агент у телефона:
– ПОЛИЦЕЙСКОЕ БЮРО.
550. В полицейском бюро. Начальник у телефона.
551. И вдруг телефон перестал действовать. Полицейский агент нервничает, стучит по рычажку аппарата. Станция не отвечает. Агент посылает местного агента за помощью. Тот поспешно скрывается.
46-й инцидент
552. Сантандер видит… Отдает распоряжение. Три человека из группы идут из бара вслед за агентом.
553. По улице идет агент, посланный за подмогой. Его нагоняют трое рабочих, посланных Сантандером. Неравная борьба, причем агенту все-таки удается отбиться и убежать.
47-й инцидент
554. В баре Сантандер говорит Хозе:
– МЫ РЕШИЛИ ТЕБЯ…
555. Сантандер говорит ему об их плане.
556. Сантандер чертит пальцем на столе план местности…
XXVIll ЭПИЗОД
48й инцидент
557. Вдруг Хозе вздрогнул.
558. Бьют часы. Они показывают ровно 7 часов.
559. Хозе глухо говорит:
– ТЕПЕРЬ УЖЕ ПОЗДНО…
560. Сантандер прерывает его:
– НЕТ… КАК РАЗ ВРЕМЯ!..
561. Сантандер встает. Говорит, обращаясь к Хозе: «Смотри!» Хозе смотрит вокруг.
562. Бар полон рабочими. Они встают из-за своих столиков, заполняют все свободное пространство в зале.
563. Из бильярдной показывается большая группа рабочих.
564. Новая большая группа рабочих появляется в дверях бара.
565. К Хозе подходят товарищи и окружают его плотным кольцом.
566. Агент выскочил из телефонной будки, увидел…
567….Хозе, окруженного товарищами.
568. Агент вынул из кармана два револьвера.
569. Лицо Хозе…
570. Агент делает знак Хозе идти…
571. Хозе смело смотрит на агента и не думает повиноваться.
572. Агент поднимает револьвер.
573. Молодой рабочий бросился защищать грудью Хозе… Целая группа людей заслонила собой Хозе.
574-576. В дверях бара показался отряд полиции… Его встретили градом бутылок, кружек, тарелок, табуреток и т.д. 577. Агент выстрелил.
578-580. И вдруг погасло электричество. В темноте блеснули выстрелы агента. При свете выстрелов в него летят табуретки, бутылки, кружки и т.д.
581. Лицо агента при вспышке выстрела, и затем полная тьма.
XXIX ЭПИЗОД
49-й инцидент
582. К домику Реалей подъехала коляска. Клеманс вышла из коляски на землю. За ней Саравия.
583. На крыльце домика Реалей. К двери подходит совершенно измученная Клеманс, вдруг она обнаруживает, что дверь открыта. В страшном волнении бросается в дом… За ней быстро проходят Саравия и Мишель.
584. Клеманс в комнате. Увидела…
585….раскрытый шкаф…
586….разбитую кружку.
587. Подбежала к столу, увидала трубку, из которой курил Хозе:
– ОН ЗДЕСЬ БЫЛ!
588. Саравия и Мишель подошли к Клеманс. Она им показывает на следы пребывания здесь Хозе. Бросается от них к двери.
589. Клеманс подбегает к двери, и вдруг дверь открывается, и в дверях появляется Сантандер.
590. Клеманс схватила Сантандера за руку:
– ХОЗЕ БЫЛ ЗДЕСЬ. ГДЕ ОН?..
591. Сантандер медленно поднял на нее глаза и сказал:
– НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ, КЛЕМАНС!
592. На мгновение ужасный вопрос на лице Клеманс!
593. Сантандер добавил:
– ОН В БЕЗОПАСНОСТИ.
594. Клеманс не выдержала, покачнулась, Сантандер ее поддержал.
XXX ЭПИЗОД
50-й инцидент
595. Дорога… Идет охотник, тот самый, который помешал агенту убить Хозе. Он обвешан убитой мелкой дичью.
596. Идет агент, сильно поврежденный, весь в перевязках.
597. Встретились охотник и агент. Охотник, хвастаясь своей добычей, спрашивает:
– А КАК ВАША ОХОТА?
598. Агент не отвечает. Вид у него печальный.
599. Охотник смотрит на него и говорит:
– А… ПОНИМАЮ… ДИЧЬ…
600. И после выразительной паузы закончил:
– УЛЕТЕЛА!..
Характер и роль
Образы людей (действующие лица, персонажи пьесы) называются в драматургии характерами.[11]
Из сказанного в предыдущей главе о взаимоотношении фабулы и характеров следует, что без полноценного, яркого изображения характеров не может быть значительного драматического произведения. «Характер, — писал Гегель, — составляет подлинное средоточие идеального художественного изображения» («Эстетика»).
Что же такое характер и из чего слагается характеристика[12] человека, персонажа пьесы?
Аристотель дает следующее определение: «Характер — это то, в чем проявляется решение людей». Более развернутое и точное определение можно найти у Энгельса в известном письме его к Лассалю (по поводу трагедии «Франц фон Зикинген»). «Мне кажется, — пишет Энгельс, — что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем как она это делает, и с этой стороны идейному содержанию вашей драмы не повредило бы, я думаю, если бы отдельные характеры были несколько резче разграничены и противопоставлены друг другу. Характеристика древних в наше время уже недостаточна, и здесь, мне кажется, вы могли бы без вреда посчитаться немножко больше со значением Шекспира в истории развития драмы» (Собр. соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXV, с. 259).
Таким образом, при создании характера всегда важно определить: 1) что делает человек (чего он хочет, какие решения принимает, что осуществляет); 2) как он это делает (обдуманно или импульсивно, колеблясь или решительно, с увлечением или безразлично, весело или ворчливо).
В соответствии с этим характерным поведением или характерным действием следует считать такое поведение или действие, которое отличает данный характер от других характеров как в отношении побудительных мотивов поведения (чего человек хочет, к чему стремится, что побуждает его к действию), так и в отношении его средств (как человек ведет себя).
Создавая драматическое произведение, необходимо иметь в виду следующие самые общие и основные требования, которые можно предъявить к качеству характеристики: