Советы о том, как быстро дать представление о личности персонажа в вашем сценарии.
Как быстро понять, что сценарий не работает? На мой взгляд, это понятно уже в момент ввода первых нескольких персонажей. Если это сделано топорно, шансы на то, что все остальное в сценарии будет на высоте, невелики.
Это потрясающий сценарий Джеймса Кэмерона к фильму “Чужие”, третья страница, ввод героя Пола Райзера. До того, как Берк заговорит, давайте посмотрим, что рассказал нам мистер Кэмерон:
Примерный возраст Берка.
Прилично выглядит.
Он “агент”, но старается выглядеть не как агент.
Он кажется дружелюбным, но чувствуется, что это напускное.
Первые реплики Берка подтверждают наши предположения. “Да, я работаю на компанию, но я хочу, чтобы ты думал, что я на твоей стороне”.
“Криминальное чтиво” Квентина Тарантино, ввод героя Эрика Штольца. Необычно длинное описание по меркам Тарантино – он часто обходится просто именами. Но следующая сцена полна разговорами о наркотиках и скупа на детали характера. И я подозреваю, что именно поэтому Тарантино ввел такие подробности. Давайте посмотрим, что мы узнаем о Лэнсе из этого абзаца:
Примерный возраст.
Он неряшлив, возможно, иронично относится к поп-культуре.
Он патентованный наркодилер, но без амбиций и не преступник в обычном понимании.
Второе и третье предложения из описания Лэнса – это детали, которые часто ставят в тупик начинающих сценаристов. Как же так, ведь в сценарии нельзя писать ничего, что невозможно увидеть или услышать. Как зрители получат эту информацию?
Тарантино хитрит. Многие хорошие сценаристы немного жульничают, особенно когда вводят персонажа.
Помните, что зрители фильма могут видеть актера, играющего этого героя, все внешние детали, присущие человеку из плоти и крови. Так как у сценариста в распоряжении только слова, ничего страшного не будет, если обронить пару фраз в самый нужный момент. А в сценарии нет более нужного момента, чем ввод ключевого персонажа.
Итак, вот несколько рекомендаций для затравки.
- Покажи и расскажи
Лучшие описания персонажей включают в себя как внешние детали (то, что вы видите), так и цепляющую информацию о его личности и/или ситуации. Это, однозначно, относится и к Берку, и к Лэнсу.
Необязательно указывать примерный возраст, но так принято. Необязательно говорить, что персонаж симпатичный, но если он такой, почему бы и нет. Хотя многие актеры и хотят играть “обычных людей”, но предпочитают они играть “чудновато-симпатичных” обычных людей.
В остальных случаях внешность персонажа не так важна. В моем сценарии к так и неснятому фильму “Остров фантазий” мне нужно было ввести мать и отца мальчика-подростка. Очевидно, они должны были быть достаточно взрослыми, чтобы иметь подростка, и к тому же не имело особого значения, как они выглядят:
Находите детали, имеющие свойства айсберга: над поверхностью лишь небольшая часть, но в глубине – масса информации о персонаже, которую читатель может домыслить. Окончание “ie” в имени Mindie намекает на то, что она грудастая простушка. А учитывая то, что на нее отведена всего лишь одна строчка, этого уже достаточно.
2. Выберите правильную сцену
Для главных героев можно выстроить сцену так, чтобы она подготовила ввод. Например, в “Экстази” мы узнаем о Тодде Гейнсе до того, как с ним познакомимся:
Из этого фрагмента мы узнаем, что есть повод для беспокойства. Когда мы попадаем в квартиру Тодда, окружающее пространство говорит нам о человеке, с которым мы собираемся встретиться.
Благодаря описанной обстановке, мне не нужно было представлять его как бедного или зловещего. В своем логове он похож на льва. Сцена делает свое дело. Представьте, как было бы сложно описать героя, встреть мы его в супермаркете или в автоинспекции.