Вторая часть главы из книги “Inside the Room”, в которой Джоэл Андерсон Томпсон рассказывает о том, как разобрать существующий сериал для спека.

anderson
Джоэл Андерсон Томпсон – преподаватель, редактор и сценарист с опытом работы над сериалами “Доктор Хаус”, “Рухнувшие Небеса”, “Звездный Крейсер Галактика”.

ЧАСТЬ 2:

  • Чем главный герой отличается от второстепенных персонажей?
  • Что такое арка персонажа (героя)?
  • Исследование сюжета
  • Что такое сеттинг сериала?
  • Тональность и стиль сериала

Чтобы создать сериал, для начала его нужно разобрать

Теперь, когда вы выбрали свой сериал, пора приступить к делу и узнать, как создать историю и заявку. Когда я преподаю “Начало работы над спеком часовой драмы: создание истории заявки” в UCLA Extension, студенты начинают с освоения всех элементов истории, которые лежат в основе любого драматического телесериала и проявляются во всех средствах повествования: в персонажах, сюжете, сеттинге, тональности и стилистике.

Изучите главных героев сериала и функции второстепенных персонажей

Протагонист — это главный герой, и в большинстве случаев, он один на протяжении всего сериала. Он или она является объектом, вокруг которого вращается весь сериал. События, происходящие во всех сериях, влияют на него больше чем на остальных героев. Представьте протагониста как фронтмена музыкальной группы, а остальных героев как бэк-вокалистов или музыкантов. Второстепенные персонажи напрямую помогают главному герою преодолевать препятствия и иногда делают это во второстепенных линиях сюжета (сюжет B или даже сюжет С), которые могут быть связаны с главной сюжетной (А) линией.

Например доктор Хаус обладает всеми признаками протагониста, и не случайно сериал носит его имя. Как один из участников сценарной группы, могу сказать вам, что создатель сериала с большим трепетом и вниманием относился к образу своего героя. Доктор Хаус рубит правду-матку, он саркастичный интеллектуал, но и не брезгует мыльными операми. Он обладает феноменальными способностями в области диагностики редких заболеваний, но промахнулся с диагнозом для своей собственной ноги, что привело к хромоте и зависимости от Викодина. Создатель внимательно следил за тем, чтобы образ Хауса был пронизан иронией, и это повлияло на подход группы сценаристов к разработке как этого персонажа, так и каждого эпизода.

Исключения из правила “главный герой в центре событий” можно наблюдать в ряде сериалов, где есть неявные главный герой и второстепенные персонажи. В сериале “Саутленд” детектив Лидия Адамс занимает максимум экранного времени, но в каждом эпизоде в роли протагонистов выступают различные персонажи. В отличие от “Доктора Хауса”, где Хаус участвует во всех событиях, второстепенные персонажи в “Саутленде” выдвигаются на передний план, даже когда Лидия расследует главное убийство. Что делает Лидию протаганистом, так это ее непоколебимая убежденность, что ловить плохих парней можно только по всем правилам, ее ранимость и ее терпение в общении с матерью, у которой жизнь намного более романтичная, чем у Лидии.

Он герой (character), но есть ли у него характер? Все дело в арке.

Ваша следующая задача — показать изогнутую траекторию развития персонажа. Это называется аркой персонажа (героя), и главные герои всех успешных сериалов, а также ключевые второстепенные персонажи эту арку проходят. Завершение арки может быть связано с личными или профессиональными изменениями; оно может быть трогательным, смешным или драматичным. Герои могут по-новому взглянуть на себя, на своих близких или целый мир. Под конец сериала, хороший или плохой, их взгляды или мировоззрение претерпевают изменения. Возможно, перемены вызваны пониманием смысла предшествующих событий или они связаны с поворотным моментом и необходимостью принять судьбоносное решение.

Например, помимо большого количества мощных арок героев, заполняющих мир “Подпольной Империи”, одна из них очерчена наиболее изящно и драматично — это арка Маргарет, сожительницы Наки. Поначалу она набожная сторонница запрета на спиртное, но со временем ей надоедает, что Наки избегает физической и эмоциальной близости с ней, и она начинает тайно употреблять алкоголь. Кульминацией развития Маргарет становится ее интрижка с верным помощником Наки.

Как только вы построите арку героя для своего спек сценария, не торопитесь, отметьте, какие вещи соответствуют герою. После того, как вы посмотрите эпизоды выбранного сериала, сделайте перечень того, что герою нравится, а что нет, зафиксируйте его убеждения, мировоззрение и принципы. Это поможет вам найти начальную точку арки главного героя.

Изучите сюжет сериала и его экспозицию.

Когда мои студенты говорят, что не совсем понимают, что такое сюжет, я им напоминаю, что они обсуждают его постоянно. Всякий раз, когда люди отвечают на вопрос, о чем книга, спектакль, фильм или сериал, они обычно пересказывают события в том порядке, в каком они расположены в истории — т.е. выдают содержание сюжета. Каждый сюжет имеет цель, которая является отправной точкой или условием, заставляющим историю двигаться вперед. Если копнуть поглубже, мы обнаружим, что сюжет состоит из трех ключевых частей: начало, середина и конец. Каждая часть имеет свою конкретную цель.

Начало сюжета предназначено для введения главного героя и экспозиции. Эта часть сценария известна нам как точка, в которой герой слышит “первые звоночки”, побуждающие его действовать, или задаться целью, или отправиться в путь. В первом эпизоде “Доктора Хауса” учительница начальной школы обнаруживает загадочное заболевание, от которого ей становится все хуже и хуже. Доктору Хаусу нет никакого дела до нее, но как только он узнает, что стандартные методы лечения других врачей не помогли, ему становится интересно. Возникшая головоломка становится для Хауса тем самым “звоночком”, благодаря которому он задается целью. Он должен взять на себя ответственность за развитие событий. Иначе, как известно всем фанатом этого сериала, пациент может умереть, до того, как Хаус его вдоволь обругает. А мы же этого не можем допустить.

В середине сюжета герой прогрессирует, но перед ним возникает больше препятствий. В большинстве часовых драм стремление героя решить проблемы вознаграждается маленькой победой, но потом он сталкивается с осложнениями, которые еще больше усугубляют положение и все подвергают опасности. В “Докторе Хаусе” этот момент наступает, когда первый диагноз оказывается неверным. Состояние больного ухудшается, и Хаус вынужден вернуться к своей доске. В первой серии сезона учительнице поставили диагноз — опухоль головного мозга. Хаус, загоревшись целью выяснить реальный диагноз, пытается узнать все о пациентке, что приводит к принуждению коллеги (невролога Формана) незаконно проникнуть в ее дом.

Конец сюжета, или развязка, наступает в тот момент, когда герой сталкивается с самой большой за весь фильм проблемой и его упорство вознаграждается. Возвращаясь к нашему примеру, безуспешные попытки найти средство для излечения учительницы так истощили ее физическое и эмоциональное состояние, что она отказывается от дальнейших экспериментов и решает “умереть с достоинством”. Доктор Хаус с большой неохотой встречается с учительницей, раскрывает ей некоторые болезненные моменты своего прошлого, убедив ее, что в принципе нельзя “умереть с достоинством”, и выигрывает ее расположение. Успех, пациент жив-здоров.

В большинстве часовых драм, за исключением “горизонтальных” сериалов (речь о них позже), эпизод заканчивается, когда главный герой преодолевает все препятствия и решает свои проблемы, тем самым восстанавливая равновесие в мире сериала.

Изучите сеттинг сериала

Сеттинг — место и время действия, и/или окружающая среда, в которой происходит действие сериала. Иногда функция сеттинга заключается в фокусировании внимания зрителя на персонажах. Действие в сериале HBO “Пациенты (Лечение)” происходит в пределах офиса психоаналитика Пола Уэстона. Интимная обстановка — в буквальном смысле с глазу на глаз — усиливает близость между доктором Уэстоном и его клиентами. Ничто не мешает зрителю слиться с героями, их сокровенными мыслями и переживаниями.

И наоборот, сеттинг сериала может быть настолько богатым, фактурным и разнообразным, что становится фактически самостоятельным героем. Прокуренные рестораны, офисы, заставленные крепкими напитками, загородные дома, полные неблагополучных семей: сеттинги “Безумцев” олицетворяют Нью-Йрк 60-х годов. Они также стали фундаментом для передачи духа эпохи – сексизма, расизма и классового неравенства, и снабдили призмой, с помощью которой зрители рассматривают все стороны того общества, чтобы сопоставить его с обществом, в котором они существуют в данный момент.

Изучите тональность и стиль

Тональность – это свойство, которое характеризует шоу, это невоспетый герой среди всех элементов телевизионной драмы. Как правило, зрители не придают должного значения тональности сериала, пока она не пропадет или не изменится. Каким был бы сериал “CSI: Место преступлени Нью-Йорк” без его суровости, или “Родители” без его причудливости и глубокой чувственности. Представьте эпизод “CSI: Место преступлени Нью-Йорк”, в котором Гэри Синиз льет слезы радости, обнимая судмедэксперта над трупом. Или сюжет “Родителей”, который построен на том, что в мусорном баке возле дома Брейверманов найден обезглавленный труп проститутки.

Стиль — это способ выражения тональности. Он может быть визуальным, передаваться через костюмы, волосы и цветовое решение. Самое удивительное, что стиль проявляется в частоте диалогов, лексике и ритме. Классический пример — сериал “Западное Крыло”, который исследует общественную и частную жизнь вымышленного президента-демократа, его напряженную и интеллектуальную деятельность в Белом Доме. Умные диалоги, которые произносятся с частотой пулемета, наполнены бойкими остротами и стремительным, практически поэтичным ритмом — это и есть отличительная черта сериала, усиливающая уникальную тональность.

Учтите, что личность главного героя может многое рассказать вам о тональности и стиле сериала. Енох “Наки” Томпсон из “Подпольной Империи” вряд ли выиграл бы конкурс красоты, но он умный, обаятельный, но помимо этого, он хитрый, беспощадный, решительный, саркастичный и циничный. Именно такими словами можно охарактеризовать и этот сериал.

Cила юмора

Во многих сложноорганизованных сериалах серьезное драматическое содержание переплетено с юмором и иронией, которые могут развлечь, очаровать и даже напугать своего зрителя. Юмор, к примеру, поможет добавить красок в образ главного героя или подчеркнуть его комичность. Зная о том, как юмор используется в сериале, вы сможете глубже проникнуть в тональность сериала, чтобы сделать свою историю и заявку насыщеннее.

Посмотрите, как “Подпольная Империя” колеблется между суровой драмой и черным юмором. Шутки Наки отличаются болезненно-ироничной недосказанностью. Когда ветеран Первой мировой войны с покалеченной душой Ричард Хэрроу пытается покончить с жизнью в глухом лесу, непонятно откуда взявшаяся дворняга крадет его маску-протез и убегает. Когда Ричард опускает пистолет и бросается в погоню, все это выглядит жалко и смешно.

 

ЧАСТЬ 3 →

1 коммент
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Тоже интересно
Читать

В.К.Туркин. Драматургия кино

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова В. К. ТУРКИН   Драматургия КИНО Очерки по теории и практике…