Так ли уж богаты сценаристы в Голливуде? Какие подводные камни ожидают голливудского сценариста в начале карьеры? Как распорядиться деньгами, чтобы не оказаться у разбитого корыта?

Обо всем этом рассказал в своем блоге известный сценарист Джон Огаст в виде советов для начинающих профи. Конечно, голливудские реалии мало чем похожи на российские, но в целом советы, как вести свои финансовые дела, могут пригодиться и сценаристам, «наконец-то дорвавшимся до бешеных денег», и людям, далеким от киноиндустрии. Если вы хотите знать минимальные ставки за сценарии в России, в конце статьи вы найдете небольшую памятку от российской Гильдии сценаристов. 

Джон Огаст (John August) – родился в 1971 году. Сценарист, режиссер, продюсер. Написал сценарии к фильмам: Экстази, Ангелы Чарли, Чарли и Шоколадная Фабрика, Труп Невесты, Франкенвини.

Большинство вопросов, на которые я отвечаю на своем сайте, — от читателей, желающих стать профессиональными сценаристами. Небольшой процент этих читателей добьется успеха, и перед ними тут же возникнут вопросы из области – “Что Дальше”. Посмотрев на бывших ассистентов и других молодых сценаристов, перешедших в разряд профессионалов, я обнаружил, что самые большие кривотолки вызывает денежный вопрос.

Я хочу предложить небольшой курс финансовой грамотности для сценаристов-новичков. Стоить заметить, что большинству из вас эти знания не пригодятся. Но для некоторых это будет ценной памяткой, потому что существует определенная специфика, которую вы должны учитывать. Сценарист — необычная профессия, и оборот денег в этом деле происходит по более сложным схемам, чем вы думаете.

1. НЕ БРОСАЙТЕ РАБОТУ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ВЫ ЕЕ НЕ ЛИШИЛИСЬ.

Прежде чем писать эту статью, я попросил десяток действующих сценаристов поделиться своими советами, и этот совет оказался самым частым.

Естественное желание — немедленно бросить свою осточертевшую постоянную работу, сразу же как только вас наняли что-нибудь написать или вы продали готовый сценарий. Ну разве это не мечта? Разве не для этого вы приехали в Голливуд? Каждый официант в Лос-Анджелесе мнит себя сценаристом, поэтому увольняясь с постоянной работы, вы как бы становитесь Настоящим Сценаристом, кем-то вроде, кто получает нехилые бабки за ковыряние в буковках, написанных 12-м Курьером.

Нет уж. Сразу работу не бросайте.

Даже если вы продаете свой готовый сценарий за 200 тыс. долларов, пройдут месяцы, прежде чем вы увидите первый цент.
Когда меня наняли на первую работу, денег пришлось ждать больше четырех месяцев. Я жил на средства от переделки сценария в роман, но когда они кончились, мне пришлось просить маму помочь мне оплатить аренду жилья.

Почти у всех сценаристов, с которыми я разговаривал, похожая история — на первом этапе зарабатывания денег вы оказываетесь на мели. Пока идут дни задержки первой оплаты, имейте в виду, нет никакой гарантии, что у вас появится вторая сценарная работа. Я не видел статистику, но подозреваю, что многие новые члены Гильдии сценаристов не платят взносы, уже спустя два года. Карьера сценариста — это не один единственный проданный сценарий. Как сказал один знакомый сценарист: “Я всегда ощущаю себя на полгода отстраненным из преподавательского состава колледжа”.

Если все пойдет хорошо, ваши новые обязанности в конечном итоге вынудят вас покинуть постоянное место работы. У вас будет назначена встреча ровно в 11 часов, в среду, и у вы уже не сможете придумать уважительную причину для своего босса. Или вы будете наняты на сериал, что по сути означает вторую работу с полной занятостью. Так что не паникуйте, когда придет время бросать свою работу. Просто расстаньтесь с работодателем по-хорошему, чтобы в случае чего у вас был надежный тыл, и вы могли бы снова вернуться на нормальную работу.

Вот как меняли деятельность мои бывшие ассистенты:

  • Роусон ушел от меня, потому что кино, которое он снимал («Вышибалы») было на стадии препродакшна. Он прошел путь от ассистента до человека, у которого появились свои ассистенты, всего за неделю.
  • У Даны уже маячил фильм, а второй сценарий был под жестким дедлайном.
  • Чад встретил Аарона Соркина в среду утром, и тот нанял его в сценарную группу. В тот же день он начал работать на сериале Studio 60.

Каждый из них ушел только тогда, когда у них не оставалось выбора. К тому же они уходили на полный рабочий день и им предоставлялась медицинская страховка. Последний момент заслуживает особого внимания, потому что оформление страховки от Гильдии сценаристов может занять несколько месяцев после первой продажи сценария.

2. ЗДЕСЬ МЕНЬШЕ ДЕНЕГ, ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ.

Получая зарплату, мы привыкли, что все налоги  уже выплачены. Допустим, вы приносите в дом 850 долларов в неделю. Расчет очевиден: вы знаете, сколько надо на жилье, еду, коммуналку и т.д. На следующей неделе у вас снова зарплата.

У сценаристов — ничего подобного. Вы получаете деньги частями, из них вы должны заплатить налоги и отстегнуть проценты людям, с которыми вы работаете. Деньги тают только так. Хуже того, вы не знаете точно, когда получите остальные части.

Для примера возьмем ситуацию, когда вы и ваш соавтор продали студии готовый сценарий за 100 000 долларов. Вроде бы неплохая сумма. Но сколько от нее останется? Давайте посмотрим на цифры.

dengi-za-scenariy

Из всей суммы у вас на руках меньше 37 000 долларов. И это еще до уплаты всех налогов. Так что пока не покупайте себе самолет.

Некоторые уточнения:

  • Не у каждого сценариста есть менеджер. У меня его нет. Некоторые начинающие сценаристы нанимают менеджеров, чтобы наладить контакты и выйти на питчинги. У вас могут быть свои ходы.
  • Многие менеджеры берут 10%, но ставки эти не фиксированные, в отличие от ставок агентов.
  • Вы можете платить адвокатам почасовую плату — но они охотнее работают за 5%.
  • Вы обычно не выписываете чек менеджерам и юристам — деньги удерживаются агентством, когда они получают для вас деньги от студии.
  • Гильдия сценаристов каждый квартал посылает вам квитанцию, в которой вы должны отметить, что получили оплату от подписавшихся компаний (студий, которые работают только с членами Гильдии). Это ваша обязанность — платить взносы.

Пролистывая Variety, можно подумать, что все сценаристы богачи. Предположим, вы прочитали, что некая Салли Ромком продала сценарий на питчинге за “нижний предел шестизначной суммы”. В переводе на конкретный язык, от 100 тысяч до 250 тысяч долларов. Все равно звучит внушительно. Но если вы хоть немного разбираетесь в таких делах, вы понимаете, что деньги распределены таким образом, что их вряд ли можно получить сразу или вообще даже в течение года.

etapy-oplaty-scenarista
Салли получает деньги в три этапа: первый драфт, правки, финальная доработка. На каждом этапе выплачивается половина этапной суммы в начале и вторая половина после сдачи. У каждого этапа есть временные рамки, в пределах от 12 недель для драфта до 4 недель для финальных правок. Как правило, между этапами закладывается 4 недели для чтения и внесения правок, что на деле означает — деньги она получит несколько позже, чем можно было предположить, через 32 недели вместо 24-х.

Она получит 125 тысяч за три этапа. Остальные 75 000 – это бонусная оплата только в случае, если а) фильм снимут, б) если она единственный автор, претендующий на бонусную выплату.

Если коротко и предметно, то оплата Салли – это “125 против 200”, где первая сумма означает гарантированную выплату, тогда как вторая сумма выйдет, если снимут фильм.

Чтобы оплачивать счета, Салли нужно знать, когда она получит большую часть денег. В течение многих лет я отслеживал свои проекты в специальной табличке, где были указаны мои ежемесячные расходы, чтобы убедиться в одном — мне бы не помешало побольше кэша, чтобы спокойно оплачивать аренду жилья на шесть месяцев вперед.

3. ВЫ АВТОМАТИЧЕСКИ СТАНОВИТЕСЬ ЧЛЕНОМ ГИЛЬДИИ СЦЕНАРИСТОВ.

Сначала вы начинающий сценарист, который жаждет и надеется стать членом Гильдии сценаристов. Перейдя в профессиональные сценаристы, вы должны им стать по закону.

Как только вы продали сценарий или вас наняли писать сценарий для подписавшейся компании, вы должны вступить в Гильдию. Некоторые независимые студии могут работать и с не-членами Гильдии, но крупные игроки работают только с ними. Скорее всего, из гильдии свяжутся с вами, как только они обнаружат вас в бумагах, но вы можете подтолкнуть их, просто позвонив им в Лос-Анджелес.

Вы должны будете заплатить 2 500 долларов за вступление в Гильдию. (В Гильдии Востока придется выложить 1500 долларов, но я не в курсе, почему там дешевле.) Если попросите вежливо, они разрешат вам внести плату в рассрочку.

Самая большая польза от членства в Гильдии — медицинская страховка. Планы и привилегии запутанные, но расширенные, с дополнительными плюсами от рекомендованных учреждений. Это стоит того, чтобы потратить несколько часов и разобраться во всех тонкостях. Как только вы выберете нужный план, вам необходимо продолжать работать, чтобы соответствовать требованиям этого плана.

4. РАСКОШЕЛИВАЙТЕСЬ ТОЛЬКО НА ОДНУ ВЕЩЬ.

Как только вы начинаете зарабатывать, возникает естественное желание пересмотреть свой образ жизни, который заглох в тяжелой постстуденческой Икеа-фазе. Ни в коем случае! Вы будете транжирить свои деньги и потом удивляться, куда они все подевались. Вместо этого, купите себе одну вещь, которую вы давно хотели и которую можете себе позволить. Пусть это будет вашей наградой.

Для меня такой вещью была возможность завести собаку. Я хотел завести ее с 10-тилетнего возраста. И я решил переехать в квартиру, в которой можно было держать собак. Я нашел двухуровневую квартиру в районе Мелросы (Лос-Анджелес), и я обзавелся мопсом. Двенадцать лет спустя он все еще со мной. Хороший пес и хорошее напоминание о том, как я начинал свою карьеру.

Вместо собаки вы можете купить машину, картину или 30-тидюймовый монитор. Покупайте и наслаждайтесь.

Но не поддавайтесь соблазнам от факта вашей состоятельности. Я езжу на старой шестилетней Тойоте. Мы покупаем обычную одежду и собираем скидочные купоны. Летаем эконом-классом.

Со временем, по мере роста вашего благосостояния вы, скорее всего, станете тратить больше на жилье, одежду, путешествия и еду. Это нормально. Но тратьте ваши бешеные деньги только на те вещи, которые действительно приносят вам радость.

5. НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПОКРЫВАТЬ СТУДЕНЧЕСКИЙ КРЕДИТ.

Никто не хочет зависеть от долгов. Но студенческие кредиты — одни из самых дешевых кредитов, которые вы можете найти. До тех пор, пока вы точно не будете знать, что обеспечили стабильный доход на ближайший год, продолжайте платить как раньше.
Вместо этого расплатитесь по кредиткам, у которых ставка намного выше.

6. МАТРАСЫ УБИРАЕМ ПОДАЛЬШЕ.

Независимо от того, заимели ли вы кучу денег от продажи одного готового сценария, или бережно взращивали свои накопления на проектах, вам нужно положить свои деньги под два виртуальных матраса. Под первым — сумма, которая нужна на ближайшие полгода (вместе с налогами). Под второй — оставшуюся часть, притворившись, что вы про них вообще не знаете.

Я не специалист, чтобы говорить об инвестициях или пенсиях, но я абсолютно уверен в одном: сохраните свои деньги. Проконсультируйтесь на счет удачных мест вложения, вложите деньги и оставьте их в покое. Кроме редких случаев, например, покупки дома, вы не должны к ним прикасаться. Ваши текущие расходы должны покрываться новыми заработками с остатком.

7. ОДНАЖДЫ ВАМ ПРИДЕТСЯ РАСШИРИТЬСЯ.

Когда меня нанимает студия, на самом деле, она нанимает целую корпорацию, которая ведет все бухгалтерию, следит за налогами и обязательными выплатами. Я работал в одиночку, пока не вышел фильм Эктази (Go) и мне не позвонил юрист, сказав, что уже пора. Я часто слышал, что сумма 200 тыс. в год — это пороговое значение, при котором стоит обрастать инфраструктурой. Это требует большой бумажной работы — в основном ей занимается юрист — накладывается груз ответственности, обязаннность предоставлять ежеквартальные отчеты в налоговую и прочие учреждения.

 

Источник: Блог Джона Огаста.

ДЛЯ СПРАВКИ (распечатать и повесить на стену)):

 

Расценки на сценарии в России

22 коммента
  1. Вопрос: отчуждение исключительных прав на Сценарий – это отказ от права продать сценарий ещё кому-либо?

    1. Это значит, что сценарий юридически Вам больше не принадлежит. И новый правообладатель может делать с ним абсолютно что захочет: переписать, перепродать, сжечь, забыть, выкинуть, подарить etc. Вы на это уже никак не повлияете.

  2. Уважаемые!
    ПЕРЕВОД НА ПОЛЬСКИЙ ЯЗЫК?????? (Который делала сценаристка Салли Ромком)…
    Поправьте, пожалуйста… А то у нас все сценаристы на польский переводить начнут)))))

  3. А “отчуждение исключительных прав на Сценарий” является обязательным условием? Или это можно как-то обговорить? И еще: новичку стоит рассчитывать на такие суммы, или это указаны цены для членов Гильдии? И как кстати становятся членом Гильдии кинодраматургов в России?

  4. Отчуждение исключительных прав не является обязательным условием. В договоре вы можете обговорить все необходимые для вас пожелания (время лицензионного использования, ежеквартальные отчеты об отчислениях, участие вас в качестве актера в вашем фильме, и еще много чего…) Сумму вы можете требовать любую, в том числе и помимо единовременной платы сразу, дополнительно процент отчислений от любого проката фильма. Для установления цены на экранизацию вашего сценария, вам не надо вступать ни в какие Гильдии, достаточно быть гражданином РФ. В довершение хочу добавить, что для защиты своего произведения, вы должны знать ГК, УК, ГПК, УПК, Налоговый кодекс, уметь правильно оценивать стоимость, исходя из цен мирового кинематогрфа (не будьте глупцами: вы “Форд” покупаете по американским ценам!). Ну и наконец самое главное: у вас должен быть действительно… “крутой” сценарий.

    1. Спасибо большое за ответ и пояснение. А вот насчет защиты своего произведения даже не знаю. Я единственное что усвоила, так это заверить у нотариуса свой сценарий. К сожалению, в юридических вопросах я не сильна. Но в нашей стране, безусловно, каждый должен знать и уметь отстаивать свои права…

      1. Вообще есть понятие депонирования сценария. Раньше этим занималось РАО. То есть вы сдаете им экземпляр сценария, платите какую то мелочь и вы обладатель авторского свидетельства на указанное произведение. То есть сам факт и дата такого депонирования позволяет надеется , что при спорных ситуациях суд примет во внимание данный факт. С некоторого времени я эту беготню по РАО и сбербанкам с оплатой квитанций, заменил на депонирование в библиотеку Когресса США через сайт Корирайт.ком. Контора тоже выслылает свидетельство , но оно имеет международный статус.

  5. Интересная статья) Каждый вправе выбирать куда идти учится, но раз уж я здесь, то напишу свою историю. Я была начинающим сценаристом, с трудом приходили идеи сценариев. Очень тяжело давалось это ремесло. Меня спас семинар Нила Ландау! Он является преподавателем престижных университетов в Лос Анджелесе, в марте приезжал в Москву, давал семинар, который я и посетила. После прослушанного идеи стали приходить в голову сами! За два месяца я закончила сценарий, который писала уже два года!
    Советую всем посетить его семинар, кстати в сентябре он снова приедет в Москву, нашла информацию здесь
    mitta. ru/materiali/smeh-i-slezi.html?utm_source=kinodramaturg&utm_medium=news&utm_campaign=screenwriter
    Я теперь его поклонница, ни за что не пропущу ни один его семинар.

  6. Многие очень легко и просто пишут о Договоре! Да. Несомненно все очень просто можно написать теоретически. Но возникает вопрос: Как реализовать заключенный Договор на практике?! Так, чтобы оплата за написание этого очень сложного художественного произведения была достойной.
    Я начинающий сценарист. Вот уже два года пишу киносценарий для 8-и серийного сериала по устной договоренности с продюсером. Почему так долго? Чувствую возникающий вопрос. Потому что, как правильно заметили, стараюсь написать “крутой” сценарий, чтобы он понравился продюсеру. Ищу материал для написания сценария из жизненной реальности. И тем не менее, почему-то у меня возникают сомнения в том, что оплата будет ДОСТОЙНОЙ! Опираясь на жизненную практику, мною был написан Бизнес-план, который в отделе кредитования Минфина был положительно оценен! Однако местные власти его скопировали и долго кормили меня “Завтраками” по кредитованию! Это к тому, что сценарий может и понравиться продюсеру. Но, где гарантии, что его не скопируют, а затем будут предъявлять различные претензии. Никакие знания российских законов не помогут!

    1. Все эти ваши семинары совершенно ненужная вещь. Если человек бездарен в этом ремесле, ему не помогут никакие сценарии. А идеи и сюжеты должны идти из вашего мозга. И поверьте мне, муза посещает не всегда. Я свой первый сценарий переписывала 3 раза. И больше не собираюсь. Считаю его идеальным и продам за 1 000 000$!

    2. Поправка. Если человек бездарен в этом ремесле, ему не помогут никакие семинары.

  7. Кстати, сценарий должен быть привлекателен не только с художественной, но и с коммерческой стороны, что естественно будет интересно продюсеру. Он должен писаться с хорошим знанием психологии зрителя – главного критика. Затрагивать его эмоции так, чтобы зритель жил той жизнью, который будет жить Главный герой (и).

    1. Валерий, ваш сценарий не скопируют, если вы ранее, перед тем как нести его к продюсеру, зарегистрируете его в http://www.copyright.gov. ( в Международной библиотеке конгресса США) Вы знаете что-это. Если вдруг продюсер скопирует что-либо, вы смело можете обращаться в суд.
      Я из Украины. Написала сценарий для одного голливудского актёра. Нужно переводить на английский, но трудности с финансами. На качественный перевод необходима крупная сумма. Ну ничего! Может кто-нибудь, читая мой комментарий, скажет: “С ума сошла! На что она вообще замахнулась?” Я уверена в своих силах. Но иногда со мной случается временный приступ лёгкой депрессии и уныния.

  8. Некоторые рекомендуют пересылать свой собственный сценарий по почте, сохраняя квитанции с датами пересылки, с описанием вложения, разумеется. Но сейчас полно разных скринсейверов, при снимках экрана там дата сохраняется и т.д. и т.п. Дата загрузки в облако, дата создания документа, в разделе его свойств и имя автора там же – сфоткайте страницу… То есть, можно зафиксировать приоритет и иначе, раскиньте мозгами, как говорится.

  9. Позарез нужен электронный адрес Гильдии сценаристов СК России. Мне нужно срочно послать по электронной почте материалы моего отца Вайсфельда Ильи Вениаминовича (в прошлом профессора ВГИКа) для подготовки к печати.
    Выручите. Мне продиктовали по телефону неправильный: braigel@bc.ru

    Заранее благодарна за любой ответ

  10. Щохрух Если знаешь русский язык то почему ты не на писала на русском?? Ха-ха смешно

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

Тоже интересно