Бальсе: Да. Так мы решили вопрос – оправдывает ли цель средства, к которым прибег наш герой, чтобы добиться наказания этой компании. Судья постановил, что решение присяжных не сочетается с требованиями закона. Чтобы добиться своего, наш герой полагался на эмоции, на общественное мнение, на возмущение общественности против оружейной компании. А судья доказывает, что в основе приговора должно лежать верховенство закона. Другими словами, судья говорит, что обвинитель выиграл – но незаконными средствами, выиграл за счет эмоций, а не юридических улик. Лично я считаю, что судья технически прав, а морально – нет. Но многие люди, особенно в Соединенных Штатах, возразят на это, что судья прав, что нужно менять всю систему, что нужно добиваться этого от конгресса, нужно менять закон, а не судебную практику.

Вообще в Соединенных Штатах постоянно и живо обсуждается, можно ли использовать суды и судей для того, чтобы менять толкование закона – или же это дело законно выбранных представителей народа.

А. Митта: А как такой финал сказывается на рейтинге?

Бальсе: Рейтинги превосходные – это программа из верхней десятки. Я думаю, зрителям понравилось, что в этом эпизоде действительно есть серьезный смысл. Ну и всегда есть вероятность того, что наш герой проиграет. Ведь если герой будет побеждать каждую неделю – где же напряжение? Где пресловутый саспенс?

В «Преступных намерениях» герои упускают преступника – либо буквально, либо им не удается его прищучить – трижды за первые два сезона. Мне кажется, полезно напомнить аудитории, что наш герой – человек, и не следует рассчитывать на то, что он будет во всех случаях одерживать победу. Напряжение необходимо, оно увеличивает ожидания аудитории.

Откуда берутся темы для сценариев.

М.Соловцова: А сколько сценариев у вас заготовлены в виде идей? Ведь если каждые восемь дней нужно снимать новый эпизод…

Бальсе: Пока мы снимаем один эпизод, идет подготовка следующего, так что это непрерывный процесс. За сезон нужно снять двадцать два эпизода. Поэтому есть портфель сценариев в разной степени готовности, некоторые из них существуют только в виде идей. Часто эти сюжеты мы берем из жизни. Один из показанных вам эпизодов – как раз такой. Была банда торговцев наркотиками, в ней был один, как это принято называть, сборщик долгов. Он заставлял должника расплатиться с бандой самыми зверскими методами: насиловал его дочь на глазах ее родных. Конечно, он не имел никакого отношения к сербской армии, это все было добавлено, как и многое-многое другое. Но сама идея была взята из жизни.

В эпизоде «Пилигрим» из «Преступных намерений» речь идет о террористе-самоубийце, «бомбисте». Это проблема, с которой сегодня сталкивается любое общество. Характер такого самоубийцы давно интересовал меня, но я не хотел делать очевидного. Не хотел делать фильм об убийце-палестинце, мусульманских радикалах, исламском терроре. Я слишком поверхностно знаю эту культуру, и явно не смогу сказать об этом ничего нового или оригинального.

Зато я знал американца, который был готов по своей воле стать террористом-самоубийцей. Поскольку я знал в каких условиях он жил и воспитывался, какие идеи сформировали его личность, я выбрал его – американца, обратившегося к исламу, а не выходца с Ближнего Востока.

Хотя по формату этот эпизод – типичная детективная история, в нем удалось затронуть вопросы религии, присущей самоубийце жертвенности, и так далее.

Когда телесеть Эн-би-си рекламирует сериал «Закон и порядок», она использует фразу: «С газетной полосы на ваши экраны», говоря, что в основе каждого эпизода лежит подлинный случай. За эпизодом «Ярмарка оружия» стоит реальная история,  произошедшая в Канаде, в Монреальском университете, где дворе перед главным корпусом студент открыл огонь из автоматического оружия и убил четырнадцать девушек. Я прочел об этом в газете и перенес действие в Нью-Йорк.

Е.Густова: А насколько распространены случаи, когда кто-то покупает полуавтомат и своими руками переделывает его в полностью автоматическое оружие?

Бальсе: Очень распространены. Каждый год с помощью такого оружия совершаются сотни преступлений, еще больше случаев, когда его просто покупают для переделки.

Е.Густова: А разве так трудно просто купить полностью автоматическую винтовку?

Бальсе: Во многих штатах это не запрещено, но полностью автоматическое оружие стоит очень дорого, и поэтому его трудно найти. Чтобы его купить, нужно иметь большие деньги и знать нужных людей. Для обычного преступника, действующего по настроению, это совсем нетипично. Он делает именно так, как мы показали в фильме: покупает полуавтомат и переделывает его.

Е. Афонина: Мой вопрос, скорее всего, не по существу, просто любопытно. Я понимаю, что компании «Рольф», как она названа в фильме, на самом деле не существует. Но вот «пушка», которая фигурирует в фильме как ее продукт, что это такое, какой она породы? Насколько она реальна?

Бальсе: Она реальна в том смысле, что существуют пистолеты, очень на нее похожие. Она нереальна, потому что мы не могли использовать пистолет существующего производителя, иначе немедленно последовал бы судебный иск с его стороны. Поэтому конструкция чуть-чуть изменена. Мы взяли их пистолет, но художники из отдела реквизита переделали его рукоятку. Это результат богатого опыта кино- и телепроизводства: если собираешься кого-то критиковать, принимай меры предосторожности.

Е. Афонина: То есть проблем с оружейной компанией у вас не было?

Бальсе: Нет. Как видите, меня не застрелили. (Смех в зале.) На студии есть юридический департамент, в нем работает специальная бригада адвокатов, они в обязательном порядке читают все наши сценарии. Туда берут специалистов по страховому праву. Они могут сказать мне: вот этот персонаж у вас слишком похож на реально существующего человека. У того светлые волосы, так что обязательно сделайте этого жгучим брюнетом. И так далее. Меняется ровно столько, чтобы студия могла с полным основанием заявить: нет, мы имели в виду не вас, вы совсем не похожи на нашего персонажа. У нашего большой нос, вьющиеся черные волосы, а вы блондин и нос у вас маленький. В Америке без адвокатов нельзя.

Ю.Беленький: Сколько рисерчеров[31] работает на вашем сериале?

Бальсе: У нас нет штатных рисерчеров. Я читаю газеты по теме, читаю книги. Наконец, могу прибегнуть к помощи консультантов. Здесь в Москве я автоматически читаю «Москоу таймс» – тоже в поисках историй.

Телевизионный сериал: публицистика или шоу?

1 коммент
  1. спасибо, очень полезно.
    есть пара неточностей адаптации. “теорию домино” лучше заменить “принципом домино”, а “кленовую лигу” – “лигой плюща”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Тоже интересно
Читать

В.К.Туркин. Драматургия кино

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова В. К. ТУРКИН   Драматургия КИНО Очерки по теории и практике…