Как устроена наша система сериального производства? Телесеть – это верхушка пирамиды. Это она нанимает студию, чтобы та произвела сериал. В свою очередь студия нанимает такого человека, как я, и поручает ему (в данном случае – мне) создание сериала. Меня называют «шоураннером», и как сказал мне Григорий, этот термин не применяется в России. В американской телеиндустрии «шоураннер» это, как правило, сценарист, хотя круг его обязанностей намного шире, чем просто написание сценария. Как шоураннер, я делаю следующее: нанимаю режиссеров, провожу актерский кастинг, отвечаю за бóльшую часть творческих решений по сериалу. Кроме того, я главный автор сценария и мне подчинена группа сценаристов. Как правило, я определяю сюжет и сюжетные линии, раздаю каждому сценаристу отдельные сюжетные задания. После того, как я получаю от сценаристов черновые варианты, я даю им свои замечания и комментарии, они пишут второй вариант, а потом я переписываю сочиненное ими. Эта работа поглощает все мое время без остатка.

Также в моем подчинении находится группа продюсеров. У каждого из них свой круг обязанностей. Линейный продюсер, второй исполнительный продюсер – он берет на себя бóльшую часть повседневной организации работы на съемочной площадке. Кроме того, в Америке часто вместо высокой зарплаты дают громкие титулы, поэтому в нашей группе есть сценаристы, которые официально называются продюсерами-супервайзерами или со-продюсерами… Никаким продюсированием они, конечно, не занимаются, просто дешевле дать им красиво звучащий титул, чем платить большие деньги.

Шоураннер это действительно ключевая фигура в системе сериального производства. Так сложилось в Америке в последние пятнадцать-двадцать лет. До того слова «шоураннер» не было, а его функции исполнял продюсер. По мере того, как роль сценариста на американском телевидении становилась все более заметной, к нему стали отходить одна за другой функции главного продюсера, и теперь считается, что шоураннером должен быть главный сценарист, поскольку только он может обеспечить сериалу на протяжении всей его съемочной жизни преемственность, а также единство содержания и стиля.

В игровом кино человеком, принимающим важнейшие решения, всегда является режиссер, именно он гарантирует достойное качество кинофильма. В телевизионном сериале это место принадлежит шоураннеру – главному сценаристу.

Телевидение вообще благосклоннее к сценаристу, чем к режиссеру. Например, в моей сценарной группе пять-шесть человек, и эта группа сочиняет сценарии всех эпизодов. А вот режиссеров у нас двадцать два. Мы вызываем режиссера, восемь дней он готовится к съемкам, еще восемь дней снимает, и всё. Его отправляют снимать другой сериал. И только сценаристы, да еще актеры по-настоящему знают сериал, и понимают, что в нем происходит. А режиссеры, к сожалению, чаще всего низведены до уровня регулировщиков уличного движения. Они приходят на площадку и говорят актерам: ты встань сюда, а ты иди туда. Никто не требует от режиссера понимания того, про что этот сериал, что и почему в нем работает, а что нет, в чем изюминка каждого персонажа – понимать это обязаны сценаристы, а не режиссеры. На американском телевидении режиссер фигура куда менее значительная, чем в кинематографе. Вот такая «месть сценариста».

Высокий статус сценариста поставил нас в странное положение. Ведь по природе своей сценарист – всегда одиночка, а не публичная фигура, он работает сам по себе, он не силен в менеджменте. А на американском телевидении сценарист оказался вынужден овладеть целой системой продюсерских навыков, которых у него изначально не было.

Как строятся отношения сценариста и заказчика сериала.

Давайте я расскажу, как работаю я сам.

Как появился сериал «Преступные намерения», который я хочу вам сегодня показать? У меня возникла идея этого сериала, и я пришел с ней на студию. Студии идея понравилась, и мы вместе пошли в офис телесети Эн-би-си, где моя идея тоже понравилась. Студия заключила со мной контракт, и телесеть через студию заплатила мне, чтобы я написал сценарий пилотного эпизода, который мы будем сегодня разбирать.

Сценарий пилота телесети понравился, и они дали студии деньги на его съемки.

Получив готовый пилот, студия и телесеть занялись его тестированием: они устраивали просмотр за просмотром, приглашали людей буквально с улицы, требовали от них комментарии, создавали фокус-группы по типам и предпочтениям – все в полном соответствии с социологической наукой. По результатам тестирования пилотного эпизода, сеть приняла приняла решение заказать нам производство тринадцати эпизодов.

В сентябре 2001 года сериал начали показывать по телевидению. Рейтинги были очень высокими, поэтому нам заказали еще девять эпизодов, и получился полный первый сезон. Двадцать два эпизода.

Раз первый сезон прошел так замечательно, нам заказали еще один (еще двадцать два эпизода). Показ второго сезона только что завершился, тем временем мы начали работу над третьим.

Вот типичная модель. Именно так создается в Америке большинство телевизионных сериалов. Долгосрочных планов никто не строит. Студия и телесеть имеют право в любую минуту отказаться от продолжения. Они всегда стремятся обезопасить себя с финансовой стороны.

Как складываются отношения сценариста с актерами.

Вспомним, как начинается подготовка к съемкам. Сценарий всегда готов за восемь дней до начала съемок. Это железный закон. У нас есть неделя, в которую актеры читают сценарий, потом, на четвертый день, мы устраиваем общую читку, на которой присутствую я сам, режиссер, продюсеры, и все постоянные актеры (приглашенных звезд нет). Если у кого-то из нас во время читки возникают вопросы, тут же принимается решение, нужно ли что-то менять и как. Иной раз актер не понимает какой-то кусочек текста, иной раз считает, что его трудно произнести. Любой вопрос решается тут же, на месте, потому что во время съемок что-то изменить не получится, график не позволит.

Бывают, конечно, исключительные обстоятельства. Когда мы снимали «Закон и порядок», с одним из ключевых актеров случился нервный срыв. Его прямо со студии увезли в больницу, а нам пришлось за выходные переписать сценарий так, что он вроде присутствует в эпизоде, но сам на экране не появляется. Другой пример: в нынешнем сезоне мы с моим соавтором-сценаристом должны были делать очередной эпизод, уже далеко не первый в нашей биографии. Мы написали черновой вариант сюжета, и я чувствую, что-то не так, он сам на себя не похож. Я пригласил еще одну сценаристку, она пару раз посидела с нами, пока мы работали над сюжетом. Приходит пора садиться писать подробный сценарий, и тут друг говорит мне: «У меня серьезные проблемы со здоровьем, я сейчас не смогу работать». Ничего страшного не случилось, вторая сценаристка у меня уже в теме, она его заменила. Шоураннер должен быть готов к любой неожиданности.

1 коммент
  1. спасибо, очень полезно.
    есть пара неточностей адаптации. “теорию домино” лучше заменить “принципом домино”, а “кленовую лигу” – “лигой плюща”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Тоже интересно