Возьмем заезженный штамп: какая у меня мотивация? Это не шутка. Хотите верьте, хотите нет, но это ключ к структуре. Какая цель сторителлинга, за который мы взялись, цель всего повествования? Ну, повествование помогает нам двигаться по изменчивому миру. А история – это про перемены. Есть три основных направления перемен в вашей истории. И на мой взгляд, все они применяются во всевозможных историях.

Первый путь – внутренний. То, что происходит внутри персонажа. Его мысли, чувства, эмоции. И эта линия проходит через все. Она зигзагами подниманимается и опускается. Тогда появляются межличностные отношения. В этом вся суть взаимоотношений в вашей истории. В этом пути есть начало и конец. Обычно он начинается как бы нейтрально. Затем в зависимости от того, как развивается ваша история, он снижается, поднимается, спадает и вспыхивает. И наконец, у вас появляется внешний стержень – повествование, сюжет, то, что происходит вокруг. Прямая линия, от начала до конца.

Все состоит из сцен. Внутри сцен мы делаем нечто, что соответствует гегелевской диалектике. Спокойствие. Вам не нужно в это погружаться. Я помогу разобраться. Гегелевская диалектика заключена в способе мышления о том, как мы формулируем идеи, мыслим и приводим аргументы. Вы приводите тезис. Это утверждение. Нечто истинное. Затем вы приводите антитезис. Нет, не неистинный, и вот для чего. Эти вещи сталкиваются и, в теории, то, что получается в результате – это новый тезис, который называется синтезом. Что в свою очередь, снова запускает весь процесс заново. Синтез становится тезисом. Даем антитезу. Новый синтез, который превращается в тезис. Постоянные перемены. Каждая сцена начинается с истины, что-то происходит внутри этой сцены. Новая истина в конце, и вы начинаете, и снова начинаете, и снова начинаете.

И кто же этот человек, который выстреливает антитезисами по тезисам? Вы.

Итак, по ходу этого разговора никогда не забывайте об одном простом факте. По-любому, когда вы начинаете сцену, у вас есть ситуация, включающая в себя эти три момента, и вы привносите нечто, по крайней мере один из них, чтобы создать что-то новое. В этом и заключается история. Но что это за связующее, которое объединяет все изменения вместе? Что за связующее, которое вы, как создатель, можете применить, чтобы выдать антитезу и получить новый синтез, делая это снова и снова?

И тут мы подходим к новой теме, известной как Единство. Единство – термин, впервые использованный Аристотелем в своей “Поэтике”, которую вы обязательно должны прочитать. Понимаю, вы такие – Аристотель? Гегель? Гегельянский парень. Спокойно. Все нормально. По сути, Аристотель – современный писатель. “Поэтика” легко читается. Она займет у вас около 30 минут. Довольно хорошая книга для туалетной библиотеки. В ней вы найдете множество вещей, про которые слушаете сегодня, например, про то, что худший вид сюжета – это эпизодический сюжет. И по большому счету, это правда.

Что он думал по поводу единства и темы? Тема – ваша центральная драматическая проблема. Некоторые проблемы интересные. Некоторые – шаблонные. И качество проблемы не обязательно связано с качеством сценария. Сама тема не обязательно должна быть крышесносной или, не знаю, революционной. Ваша обработка темы делает ее интересной.

Главное, чтобы проблема была проблемой. Мне кажется, иногда люди ошибаются, используя тему в этом контексте. Они думают, что тема сценария может быть просто “братство”. Нет. Потому что за этим нет никаких предпосылок. Нет способов раскрыть эту тему. Это просто абстрактное понятие.

Но – мужчина и женщина не могут быть просто друзьями – это проблема. Лучше умереть, чем быть рабом. Жизнь прекрасна, даже когда вокруг творится ужас. Если ты веришь, что ты великий, ты станешь великим. Если кого-то любишь, отпусти. Это проблемы.

Сценарии без проблемы кажутся пустыми и бессмысленными. Возможно, у вас будет своя версия следующего замечания. О чем это? В смысле, я знаю, о чем, но – про что? Для чего этот фильм? В чем смысл?

Очень важно отметить, что вы наверняка не захотите начинать с проблемы. Странный способ начать писать сценарий. Обычно мы думаем об идее. И это хорошо. Но когда вы думаете об идее, обязательно ответьте на вопрос – подходит ли вам центральная драматическая проблема? Скорее всего, вы будете настроены иронично. Например, такая идея: рыбка должна найти другую рыбку в океане. Понятно. Аниматоры будут в восторге. Вода. Рыбки. Круто.

Хорошо, теперь подумаем о центральной драматической проблеме. Как насчет того, что если очень постараться, можно добиться всего, даже найти рыбку? Немного скучно, согласны? А если так – иногда то, что мы ищем, оказывается тем, от чего мы должны освободиться? Ну, неплохо. Интересная проблема. Не уверен, что очень подойдет для идеи с рыбкой в океане. А если так – нельзя найти счастье во внешнем мире, ты должен найти его внутри себя? Это может сработать. Типа “Волшебника Страны Оз”.

Но давайте поиронизируем. Как насчет такого? Не важно, как сильно вы хотите удержать любимого человека, иногда вы должны его отпустить. Ну, немного банально, но это отличная центральная драматическая проблема для пары рыбок, которым нужно найти друг друга. Потому что вы как сценарист обещаете, что они найдут друг друга, а потом они должны будут расстаться. И в этом уже что-то есть.

Хорошо. Переходим к практике. К тематической структуре, которая поможет вам написать сценарий. В тематической структуре цель истории – слушайте внимательно – цель истории состоит в том, чтобы вывести героя из незнания тематической истины к воплощению темы через действие. Я повторю. Цель истории – вывести главного героя, протагониста, из позиции незнания истины или истинной стороны проблемы, которую вы создали, и привести его в точку, где он сам становится воплощением проблемы, причем становится через действие.

Итак, поговорим о том, как вводить героя. Мы начинаем с того, что представляем героя в обычном мире. Вы наверняка слышали об этом тысячу раз. Но почему? Иногда фильмы начинаются необычно. Вы наверняка смотрели “Безумный Макс: Дорога ярости”. Если не смотрели, посмотрите. Так вот, там необычное начало. Я имею ввиду безумный монтаж. Обычный – не значит обыденный, но тем не менее иногда и такое прокатывает.

2 коммента
  1. Сценарии издают в бизнесе производства культуры сознательного или сознательной жизни выживания в короткой. и часто бессмысленной жизни, киносценарии, возможно единственная возможность показать жизнь изнутри человека. всё что невозможно увидеть. , никому ещё не удалось показать жизнь . которая не постижима в понимании для чего и для кого живёт цивилизация двуногих образованных дикарей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Тоже интересно