Карин более проницательна, чем Мартин, однако его погруженность в себя позволяет ей так легко сбежать. Он знает, шизофреников нельзя оставлять одних, но чувство вины из-за того, что снова отвозит ее в больницу, заставляет делать все возможное, чтобы доставить ей удовольствие. Его заботливое отношение вызвано не ее страданиями, а его собственными.
КАДР З
Он выглядывает за дверь, затем бежит в спальню Дэвида.
ИНТ. Спальня Дэвида — те же
Открывает дверь, видит Дэвида, стоящего у окна.
МАРТИН
Видел Карин?
Действие Мартина: ищет Карин.
ДЭВИД
Нет.
Реакция Дэвида: помогает ему искать.
Когда Мартин в панике выходит, Дэвид идет за ним в прихожую.
ИНТ. Прихожая — те же
Обмениваются неуверенными взглядами.
КАДР 4
Неожиданно они слышат наверху голос Карин, которая что-то шепчет…
Действие Карин: молится.
Мартин готовит успокоительное, а в это время Дэвид поднимается по лестнице.
Реакция Дэвида: бросается к ней.
Реакция Мартина: готовится вернуть ее.
Коридор верхнего этажа
ШЕПОТ Карин становится громче:
КАРИН
(повторяя слова молитвы)
Да, я знаю, я знаю…
Галлюцинации Карин дают мужчинам то, чего они хотят. Для Мартина это возможность вести себя как врач; для Дэвида — увидеть болезнь дочери в наиболее ярком проявлении.
КАДР 5
Дэвид тихо подходит к нежилой чердачной комнате.
ИНТ. Комната на чердаке — те же
Приоткрывает дверь на несколько сантиметров, чтобы заглянуть внутрь.
Точка зрения Дэвида
Через наполовину открытую дверь видна Карин, которая стоит посередине комнаты и неотрывно смотрит на стену, где стоит закрытый шкаф. Голос звучит отстраненно и напоминает молитву, так как она произносит слова почти нараспев.
КАРИН
(обращаясь к стене)
Да, я все понимаю.
Действие Карин: готовится к чуду.
КАМЕРА НА ДЭВИДА
Смотрит на дочь, не в силах отвести глаз от разыгрываемой ею сцены.
КАРИН (за кадром)
Я знаю, осталось уже недолго.
Реакция Дэвида: наблюдает за безумием Карин.
Мартин, держащий в руках медицинскую сумку, присоединяется к Дэвиду. Он смотрит на Карин, которая разговаривает с воображаемым собеседником.
КАРИН (ЗК)
Рада узнать это.
Но мы ждали с удовольствием.
Реакция Мартина: борется со своими эмоциями.
Карин молится голосам, звучащим из-за потрескавшихся обоев, но осознает, что ее ищут, и видит настороженный взгляд отца, скрытый гнев мужа.
КАДР 6
Мартин быстро входит в комнату и направляется к Карин. Она нервно теребит бусы на шее и пристально, с благоговением смотрит на стену и дверь шкафа.
Действие Мартина: прекращает ее галлюцинации.
КАРИН
(обращаясь к Мартину)
Ходи тише! Они говорят,
что он скоро появится. Мы должны быть готовы.
Реакция Карин: защищает свою веру в видение.
КАДР 7
МАРТИН
Карин, мы едем в город.
Действие Мартина: отвлекает ее.
КАРИН
Я не могу сейчас уехать.
Реакция Карин: стоит на своем.
КАДР 8
МАРТИН
Ты ошибаешься, Карин.
(глядя на закрытую дверь стенного шкафа)
Там ничего не происходит.
(обнимая ее за плечи)
Бог не приходит через дверь.
Действие Мартина: отрицает существование ее Бога.
КАРИН
Он может прийти в любую минуту.
И я должна быть здесь.
Реакция Карин: защищает свою веру.
МАРТИН
Карин, это не так.
КАДР 9
КАРИН
Не так громко!
Если не можешь вести себя тихо, уйди.
Действие Карин: приказывает Мартину уйти.
МАРТИН
Пойдем со мной.
КАРИН
Обязательно все портить?
Оставь меня одну.
Дэвид наблюдает от двери, как Карин вырывается из рук Мартина, а тот подходит к стулу, садится и протирает очки.
Реакция Мартина: отступает.
Карин, на самом деле, сильнее Мартина. Он не способен соперничать с ней по силе воли, поэтому сдается и отступает.
КАДР 10
Карин опускается на колени лицом к стене и складывает руки для молитвы.
КАРИН
Марти, дорогой, прости меня за резкость.
Но не мог бы ты опуститься на колени рядом со мной?
Когда ты сидишь там, то выглядишь очень смешно.
Я знаю, ты не веришь, но сделай это ради меня.
Действие Карин: вовлекает Мартина в свой ритуал.
Глаза Мартина наполняются слезами, когда, мучаясь собственной беспомощностью, он подходит к ней и опускается на колени.
Реакция Мартина: уступает ей.
Дэвид все еще наблюдает за происходящим, стоя в дверном проеме.
Карин хочет, чтобы к появлению ее Бога все было идеально, поэтому вовлекает Мартина в свой ритуал.
КАДР 11
Мартин обнимает Карин за плечи, утыкается ей в шею и трется заплаканным лицом о ее кожу.
МАРТИН
Карин, дорогая, дорогая, дорогая.
Действие Мартина: ласкает ее.
Карин это не нравится. Она хватает его руку и отталкивает ее.
Реакция Карин: избавляется от него.
Чувствуя свою беспомощность перед ее безумием, Мартин инстинктивно пытается отвлечь ее от маниакальных мыслей, но его попытки проявить нежность заканчиваются неудачей.
КАДР 12
Карин складывает руки в молитве.
Действие Карин: исступленно молится.
Неожиданно комнату наполняет оглушительный РЕВ. Взгляд Карин перемещается по стене в сторону шкафа.
Реакция «Бога»: возвещает о пришествии «Бога».
КАДР 13
Дверь шкафа распахивается словно сама по себе.
Действие «Бога»: появляется перед Карин.
Карин почтительно стоит и улыбается тому, что якобы появляется из пустого стенного шкафа.
Реакция Карин: встречает своего «Бога».
За окном виден спускающийся вертолет скорой помощи.
На заднем плане Дэвид пристально наблюдает за происходящим.
Каким образом и почему дверь открылась сама по себе? Возможно, из-за вибраций, вызванных приближением вертолета, но это объяснение нельзя считать удовлетворительным. По чистой случайности в тот момент, когда Карин молится о чуде, происходит объединение сил двери и вертолета, которое приносит ей это чудо. Удивительно, но действие не кажется надуманным. Дело в том, что Бергман создает, говоря на языке Юнга, синхронистическое событие — объединение значимых совпадений вокруг очень сильной эмоции. Он позволяет нам услышать голоса Карин, показывает ее острую чувствительность к природе и инсценирует ее жгучую потребность в чуде, поэтому мы начинаем ждать чего-то сверхъестественного. Религиозная одержимость Карин достигает такого накала, что формирует синхронистическое событие, позволяющее увидеть то, что находится за пределами реальности.
КАДР 14
Карин пристально вглядывается вовнутрь шкафа; ее лицо застывает, словно она видит что-то пугающее.
Действие «Бога» Карин: нападает на нее.