Карин более проницательна, чем Мартин, однако его погруженность в себя позволяет ей так легко сбежать. Он знает, шизофреников нельзя оставлять одних, но чувство вины из-за того, что снова отвозит ее в больницу, заставляет делать все возможное, чтобы доставить ей удовольствие. Его заботливое отношение вызвано не ее страданиями, а его собственными.

КАДР З

Он выглядывает за дверь, затем бежит в спальню Дэвида.

ИНТ. Спальня Дэвида — те же

Открывает дверь, видит Дэвида, стоящего у окна.

МАРТИН

Видел Карин?

Действие Мартина: ищет Карин.

ДЭВИД

Нет.

Реакция Дэвида: помогает ему искать.

Когда Мартин в панике выходит, Дэвид идет за ним в прихожую.

ИНТ. Прихожая — те же

Обмениваются неуверенными взглядами.

КАДР 4

Неожиданно они слышат наверху голос Карин, которая что-то шепчет…

Действие Карин: молится.

Мартин готовит успокоительное, а в это время Дэвид поднимается по лестнице.

Реакция Дэвида: бросается к ней.

Реакция Мартина: готовится вернуть ее.

Коридор верхнего этажа

ШЕПОТ Карин становится громче:

КАРИН

(повторяя слова молитвы)

Да, я знаю, я знаю…

Галлюцинации Карин дают мужчинам то, чего они хотят. Для Мартина это возможность вести себя как врач; для Дэвида — увидеть болезнь дочери в наиболее ярком проявлении.

КАДР 5

Дэвид тихо подходит к нежилой чердачной комнате.

ИНТ. Комната на чердаке — те же

Приоткрывает дверь на несколько сантиметров, чтобы заглянуть внутрь.

Точка зрения Дэвида

Через наполовину открытую дверь видна Карин, которая стоит посередине комнаты и неотрывно смотрит на стену, где стоит закрытый шкаф. Голос звучит отстраненно и напоминает молитву, так как она произносит слова почти нараспев.

КАРИН

(обращаясь к стене)

Да, я все понимаю.

Действие Карин: готовится к чуду.

КАМЕРА НА ДЭВИДА

Смотрит на дочь, не в силах отвести глаз от разыгрываемой ею сцены.

КАРИН (за кадром)

Я знаю, осталось уже недолго.

Реакция Дэвида: наблюдает за безумием Карин.

Мартин, держащий в руках медицинскую сумку, присоединяется к Дэвиду. Он смотрит на Карин, которая разговаривает с воображаемым собеседником.

КАРИН (ЗК)

Рада узнать это.

Но мы ждали с удовольствием.

Реакция Мартина: борется со своими эмоциями.

Карин молится голосам, звучащим из-за потрескавшихся обоев, но осознает, что ее ищут, и видит настороженный взгляд отца, скрытый гнев мужа.

КАДР 6

Мартин быстро входит в комнату и направляется к Карин. Она нервно теребит бусы на шее и пристально, с благоговением смотрит на стену и дверь шкафа.

Действие Мартина: прекращает ее галлюцинации.

КАРИН

(обращаясь к Мартину)

Ходи тише! Они говорят,

что он скоро появится. Мы должны быть готовы.

Реакция Карин: защищает свою веру в видение.

КАДР 7

МАРТИН

Карин, мы едем в город.

Действие Мартина: отвлекает ее.

КАРИН

Я не могу сейчас уехать.

Реакция Карин: стоит на своем.

КАДР 8

МАРТИН

Ты ошибаешься, Карин.

(глядя на закрытую дверь стенного шкафа)

Там ничего не происходит.

(обнимая ее за плечи)

Бог не приходит через дверь.

Действие Мартина: отрицает существование ее Бога.

КАРИН

Он может прийти в любую минуту.

И я должна быть здесь.

Реакция Карин: защищает свою веру.

МАРТИН

Карин, это не так.

КАДР 9

КАРИН

Не так громко!

Если не можешь вести себя тихо, уйди.

Действие Карин: приказывает Мартину уйти.

МАРТИН

Пойдем со мной.

КАРИН

Обязательно все портить?

Оставь меня одну.

Дэвид наблюдает от двери, как Карин вырывается из рук Мартина, а тот подходит к стулу, садится и протирает очки.

Реакция Мартина: отступает.

Карин, на самом деле, сильнее Мартина. Он не способен соперничать с ней по силе воли, поэтому сдается и отступает.

КАДР 10

Карин опускается на колени лицом к стене и складывает руки для молитвы.

КАРИН

Марти, дорогой, прости меня за резкость.

Но не мог бы ты опуститься на колени рядом со мной?

Когда ты сидишь там, то выглядишь очень смешно.

Я знаю, ты не веришь, но сделай это ради меня.

Действие Карин: вовлекает Мартина в свой ритуал.

Глаза Мартина наполняются слезами, когда, мучаясь собственной беспомощностью, он подходит к ней и опускается на колени.

Реакция Мартина: уступает ей.

Дэвид все еще наблюдает за происходящим, стоя в дверном проеме.

Карин хочет, чтобы к появлению ее Бога все было идеально, поэтому вовлекает Мартина в свой ритуал.

КАДР 11

Мартин обнимает Карин за плечи, утыкается ей в шею и трется заплаканным лицом о ее кожу.

МАРТИН

Карин, дорогая, дорогая, дорогая.

Действие Мартина: ласкает ее.

Карин это не нравится. Она хватает его руку и отталкивает ее.

Реакция Карин: избавляется от него.

Чувствуя свою беспомощность перед ее безумием, Мартин инстинктивно пытается отвлечь ее от маниакальных мыслей, но его попытки проявить нежность заканчиваются неудачей.

КАДР 12

Карин складывает руки в молитве.

Действие Карин: исступленно молится.

Неожиданно комнату наполняет оглушительный РЕВ. Взгляд Карин перемещается по стене в сторону шкафа.

Реакция «Бога»: возвещает о пришествии «Бога».

КАДР 13

Дверь шкафа распахивается словно сама по себе.

Действие «Бога»: появляется перед Карин.

Карин почтительно стоит и улыбается тому, что якобы появляется из пустого стенного шкафа.

Реакция Карин: встречает своего «Бога».

За окном виден спускающийся вертолет скорой помощи.

На заднем плане Дэвид пристально наблюдает за происходящим.

Каким образом и почему дверь открылась сама по себе? Возможно, из-за вибраций, вызванных приближением вертолета, но это объяснение нельзя считать удовлетворительным. По чистой случайности в тот момент, когда Карин молится о чуде, происходит объединение сил двери и вертолета, которое приносит ей это чудо. Удивительно, но действие не кажется надуманным. Дело в том, что Бергман создает, говоря на языке Юнга, синхронистическое событие — объединение значимых совпадений вокруг очень сильной эмоции. Он позволяет нам услышать голоса Карин, показывает ее острую чувствительность к природе и инсценирует ее жгучую потребность в чуде, поэтому мы начинаем ждать чего-то сверхъестественного. Религиозная одержимость Карин достигает такого накала, что формирует синхронистическое событие, позволяющее увидеть то, что находится за пределами реальности.

КАДР 14

Карин пристально вглядывается вовнутрь шкафа; ее лицо застывает, словно она видит что-то пугающее.

Действие «Бога» Карин: нападает на нее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Тоже интересно
Читать

В.К.Туркин. Драматургия кино

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова В. К. ТУРКИН   Драматургия КИНО Очерки по теории и практике…