Если вы до сих пор не нашли идеальный софт для написания сценария – не беда. Теперь у вас есть возможность поучаствовать в разработке новой программы для сценаристов. Софт разрабатывается в России, Дмитрием Новиковым. Вы можете поделиться своими пожеланиями, каким должен быть идеальным софт для сценариста, или поучаствовать в обсуждении функционала будущей программы с другими сценаристами. Для автора программы очень важно знать мнение конечных пользователей – т.е. вас, начинающих и опытных сценаристов.
Вы можете оставить свои советы и пожелания к будущей программе в комментариях к этому посту.
Или написать автору – [email protected]
6 комментов
Всем привет. Не получилось зайти на форум screenwriter.ru, поэтому пишу здесь.
Дмитрий, вы молодец, что взялись за такую работу – российской программы действительно очень не хватает. Дело нужное и правильное.
Теперь замечания.
Судя по скриншоту на форуме сценаристов, сектанты Софокла обратили в свою веру (шутка ;). Дело в том, что сейчас я вижу по скриншоту 2 больших недостатка.
1. В Софокле очень большая проблема – это невозможность в реальном времени видеть отдельную страницу текста. От этого при написании текст расползается на весь экран, нет представления, сколько ты уже написал. Хронометраж это конечно хорошо, но на практике более очевидна формула: 1 страница – 1 минута. Режиссеры, редакторы так и будут считать.
Когда пишешь уже отформатированный текст, по формату страницы можно сразу ориентироваться и на время сцены, и на продолжительность диалогов (большой или маленький “кирпичек” реплики получился). Это очень дисциплинирует, и это наглядно.
Еще раз, такая проблема есть в Софокле, Келтиксе и Скривенере, и будет жаль, если эта проблема перетечет в новую программу. Лично для меня это было главным, почему я отбросил эти программы.
2. Второе – следствие первого.
Когда весь текст будет сложен в страничный формат, окажется, что на разрывах страниц появятся косяки. Какие? Например, внизу страницы окажется всего одна строчка диалога, а на следующей его продолжение в 3 строчки. Если бы мы писали уже в нужном и окончательном формате, мы бы просто перенесли диалог на новую страницу. А так я даже не представляю, что делать в случае форматирования на финальной стадии – искать нужный кусок, делать пробел? Но в результате, вылезет подобный косяк на других страницах и т.д. Получается игра в угадайку.
Плюс будут вставляться слова ДАЛЕЕ и ПРОДОЛЖЕНИИ, и опять они не всегда правильно попадут в разрывы страниц.
Конечно, в автоматическом режиме можно предусмотреть количество строчек, но ручной режим уже превращается в муку.
Остальное, из ряда вкусовщины:
– выделение заголовков сцен серой плашкой, как в Келтикс, хорошо бы отключать.
– настройки Автозаполнения (Персонажи, Локации, Время) лучше всего сделаны в Фейд Ин. Все собрано в одно окошко, быстрый доступ, удобное добавление-удаление.
– хорошо, если будет строка поиска с подсветкой найденных слов.
– хорошо если карточки можно будет просматривать и в сплит экране (на одной половине экрана текст, на другой – карточки). Как в Финал Драфте.
– Кстати, очень важное дополнение. Обычно, имена персонажей автоматом вносятся в автозаполнение, когда мы пишем имя на новой строчке (в режиме Персонаж), после чего идет его реплика. Но по правилам, при первом упоминании персонажа, его имя должно писаться в описании сцены БОЛЬШИМИ буквами. Следовательно, уже на этом этапе можно (наверное) сделать такой алгоритм: в описании появляется слово, набранное большими буквами, значит оно уходит в автозаполнение имен.
Вот пока все, что вспомнил).
Здравствуйте, Лев. Спасибо за ваш отклик.
По-поводу первого и второго пунктов: в природе текстовых редакторов есть два подхода: “что видишь, то и получишь (WYSIWYG)” и “то, что ты видишь, есть то, что ты имеешь в виду (WYSIWYM)”. Вы предлагаете пойти по первому пути, а я всё же настаиваю на том, чтобы использовать второй. Это позволит автору сосредоточиться не на форме а на содержании.
Что касается формы отображения текста сценария в результирующем документе – это остаётся на совести программы. Она должна корректно формировать документ, учитывая все нюансы, такие как вставка слов ДАЛЕЕ и ПРОДОЛЖЕНИЕ, перенос сцены на новую страницу, если на предыдущую вмещается только её заглавие и т.п.
По-поводу хронометража, то в программе можно будет настроить его подсчёт на ваш вкус, 1 страница – 1 минута!? пожалуйста 🙂 Нужна более тонкая настройка, тоже рады помочь!
И ещё момент с дисциплинированием автора. Для решения этой проблемы тоже предусмотрен вспомогательный функционал (в дальнейших версиях). В будущем можно будет задать ограничения на длительность (в секундах) отдельных блоков текста (например диалогов), длительность сцен и длительность всего сценария.
Спасибо за замечания по оформлению, это учту.
Спасибо так же и за дополнение. Тут есть пара нюансов, а если в тексте встретится аббревиатура? или кто-нибудь решит что-то выделить капсом в описании действия? Тут не так всё просто, но в принципе, если иметь большую базу персонажей, как в Final Draft’е, то можно будет попробовать реализовать такое.
По первому пункту ок, понял. Хотя это давний спор, что лучше для сценариста, видеть сразу формат или отдавать все на откуп автоматике. Отформатированный вид ничуть не отвлекает, а манипуляции с Tab и там и там одинаковые. У меня на этот счет один “железный” довод. Подавляющее число писателей пишут в Word, а не в Блокноте, потому что Word – это все-таки формат, поля, абзацы, отступы. Эх, ладно, Софокл все-таки победил ;).
Очень здоровская придумка про длительность отдельных блоков.
Кстати, вспомнил еще одну полезную фишку, которую можно учесть – возможность автоматом менять имена персонажей. Т.е. когда сценарий уже написан, и вдруг надо заменить имя одного персонажа на другое (новое) во всем сценарии. Вбил имя – заменить на… Такое есть в Фейд Ин.
Еще обратите внимание, пожалуйста, на Ремарки. Не помню в какой из западных программ не учтено, что Ремарка может быть не только после Имени персонажа, но и внутри Реплики, поэтому не получается вставить ремарку автоподстановкой (например, двойным Табом или открытием скобки).
Из необязательных, но в будущем полезных фишек – Target как в Скривенер. Сценариста часто одолевает лень, поэтому нужна палка в виде настройки обязательного количества текста, кот. нужно написать за сессию…
Ну и разные виды статистики – очень полезно, но насчет этого, я думаю, вы уже в курсе.
Успеха вам!
Спасибо за советы! Обязательно учту.
возьмите на заметку: есть программа Stickies (США, платная), реализована в виде карточек, в которые записываются ключевые моменты сцен с возможностью их перемещения относительно друг друга с целью изменения истории или отдельных ее частей, выявления слабых тормозящих историю мест и решения вопроса необходимости конкретных сцен вообще. ну и конечно же добавить возможность сохранить скрипт во всех популярных сценарных форматах
Рад всех приветствовать!
А вот и первые плоды. Сразу предупреждаю, что могут возникать ошибки, падения и прочее, т.к. это, если можно так выразиться первый блин (то есть первая публичная альфа-версия). Если вами будут обнаружены ошибки, глюки, проблемы, прошу незамедлительно сообщать о них (суть проблемы и обязательно способ, которым данную проблему можно воспроизвести).
Скачать программу [http://dimkanovikov.pro/kit/downloads/scenarist-setup.exe] – пока доступна версия только для виндовс, в дальнейшем будут сделаны так же версии для линукса и мака.
Справка [http://dimkanovikov.pro/kit/scenarist/help.html] – пока в разработке.
Поехали!