После того как она четыре раза подряд сказала «нет», Рик хочет услышать «да» в ответ на что угодно. Поэтому он задает вопрос, ответ на который известен заранее. Ее тихое «да» открывает дверь, — возможно, все еще закрытую на цепочку — однако она показывает, что готова поговорить.

КАДР 6

РИК

Что ж, можешь сказать мне сейчас. Я достаточно трезв.

Действие Рика: опускается на колени.

ИЛЬЗА

Не думаю, что мне следует это делать, Рик.

Реакция Ильзы: просит большего.

Молчун Рик в третий раз причиняет себе боль, упоминая о своем пьянстве, что, с учетом его жесткой мужской манеры общения, звучит как мольба, и это срабатывает. Ильза колеблется, стараясь в мягкой, вежливой форме противостоять ему и продолжая свое представление с покупкой кружев. Ее подтекст можно сформулировать следующим образом: «Для разнообразия такие уговоры хороши. Могу ли я послушать их еще немного?»

КАДР 7

РИК

А почему бы нет? В конце концов,

я потратился на железнодорожный билет.

Мне кажется, я имею право знать.

Действие Рика: перекладывает вину на нее.

ИЛЬЗА

Прошлой ночью я увидела,

что с тобой произошло.

Я могла рассказать это Рику,

которого знала в Париже.

Он бы понял. Но Рик, который смотрел

на меня с такой ненавистью…

Реакция Ильзы: возвращает ему его обвинения.

Между этими двумя людьми существует связь. Каждый, чувствуя себя обиженным, знает уязвимые места другого настолько хорошо, что может с легкостью причинять ему боль.

КАДР 8

ИЛЬЗА

(поворачиваясь, чтобы взглянуть на Рика)

Я скоро уеду из Касабланки, и мы никогда

больше не увидимся. Мы очень мало знали

друг друга, когда были влюблены в Париже.

Если оставим все как есть, то, возможно,

будем вспоминать те дни — не Касабланку,

не прошлую ночь.

Действие Ильзы: прощается.

Рик просто смотрит на нее.

Реакция Рика: отказывается реагировать.

В подтексте слова прощения Ильзы звучат как очевидное прощание. Неважно, насколько вежливо они произносятся и как передают ее любовь к Рику, все равно это отказ: «Давай останемся друзьями, будем помнить хорошие времена и забудем плохие».

Рик не хочет и думать об этом. Он отказывается реагировать, и в этом заключается его реакция, так как игнорирование чьих-либо действий, несомненно, является реакцией. Вместо ответа он начинает следующий кадр.

КАДР 9

РИК

(тихим напряженным голосом)

Ты бросила меня, потому что не могла это вынести?

Потому что знала, во что превратится наша жизнь, когда

придется все время скрываться от полиции и убегать?

Действие Рика: называет ее малодушной.

ИЛЬЗА

Можешь так думать, если хочешь.

Реакция Ильзы: называет его глупцом.

У Рика был целый год, чтобы размышлять над тем, почему она его бросила, и лучшее объяснение, которое он смог придумать, — ее трусость. Однако она каждый день рискует жизнью рядом с Пасло, поэтому, в свою очередь, старается оскорбить его, прибегнув к холодному сарказму, неявно давая понять: «Меня не волнует, что ты думаешь; только глупцы могут верить в подобный вздор; если хочешь к ним присоединиться, поверь и ты».

КАДР 10

РИК

Что ж, я больше не убегаю.

Теперь я обосновался на новом месте — правда,

прямо над баром, зато достаточно подняться

всего на один этаж. Я буду ждать тебя.

Действие Рика: делает ей сексуальное предложение.

Ильза опускает глаза и отворачивается от Рика, ей на лицо падает тень от широкополой шляпы.

Реакция Ильзы: скрывает свою реакцию.

Несмотря на все отказы Ильзы, Рик чувствует, что она стремится к иному. Он хорошо помнит, как они занимались любовью в Париже, и видел холодного, равнодушного Пасло. Поэтому он старается не упустить шанс и делает ей предложение прямо на улице. И это снова срабатывает. Ильза тоже все помнит, и потому прячет свое вспыхнувшее лицо под шляпой. На секунду Рику кажется, что он почти добился своего, но сдержаться и промолчать не может.

КАДР 11

РИК

Так или иначе,

однажды ты все-таки солжешь Ласло.

Действие Рика: называет ее распутной.

ИЛЬЗА

Нет, Рик. Видишь ли, Виктор Ласло мой муж. И был им…

(пауза, холодно) …

уже тогда, когда я знала тебя в Париже.

Реакция Ильзы: разрушает его надежду.

Сохраняя самообладание, Ильза с достоинством уходит, оставляя ошеломленного Рика, который неотрывно смотрит ей вслед.

Рик не может вынести боль, причиненную признанием Ильзы. Как и в кульминации предыдущей сцены, он использует для нападения ложное обвинение, предполагающее, что она предаст Пасло, чтобы снова оказаться в его постели. Когда ее во второй раз называют потаскухой, Ильза берет из прошлого самое неприятное для Рика и наносит ему тяжелейший удар. Однако обратите внимание: она не уточняет, что в то время все считали ее мужа мертвым. Взамен она вкладывает в свои прощальные слова ужасный смысл: будучи замужней женщиной, она использовала Рика в Париже, а затем бросила его, когда муж вернулся. Следовательно, она никогда не любила его по-настоящему. Мы знаем из подтекста, что на самом деле все наоборот, однако Рику это неизвестно, и он полностью раздавлен.

Четвертый этап: фиксирование заключительной ценности и ее сравнение с начальной

Основной сюжет совершает резкий поворот от обнадеживающего позитива к негативу такой глубины, что Рик даже представить себе не мог. Ильза не только ясно дала понять, что больше его не любит, но и намекнула: любви никогда и не было. Ее тайное замужество превращает их парижский роман в обман, а Рика в рогоносца.

Пятый этап: изучение кадров и определение места поворотного пункта

1.      Приближается к ней/Игнорирует ее

2.      Защищает ее/Отвергает его (и араба)

3.      Извиняется/Отвергает его

4.      Оправдывается/Отвергает его (и араба)

5.      Просовывает ногу в дверь/Открывает дверь

6.      Опускается на колени/Просит большего

7.      Перекладывает вину на нее/Возвращает ему его обвинения

8.      Прощается/Отказывается реагировать

9.      Называет ее малодушной/Называет его глупцом

10.  Делает ей сексуальное предложение/Скрывает свою реакцию

11.  Называет ее распутной/Разрушает его надежду

Модель «действие-реакция» формирует быстрое движение кадров. Каждый переход от действия к реакции завершает предыдущий кадр, подвергая любовь героев все большему риску, требуя от них все больше силы воли и способностей, необходимых для того, чтобы совершать причиняющие боль, даже жестокие действия и одновременно сохранять хладнокровие.

Брешь открывается в середине одиннадцатого кадра, когда выясняется, что во время романа с Риком Ильза была замужем за Ласло. Рик очень хотел ее вернуть, но этот поворотный пункт полностью уничтожил его надежду.

«СКВОЗЬ ТЕМНОЕ СТЕКЛО»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Тоже интересно
Читать

В.К.Туркин. Драматургия кино

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова В. К. ТУРКИН   Драматургия КИНО Очерки по теории и практике…