После того как она четыре раза подряд сказала «нет», Рик хочет услышать «да» в ответ на что угодно. Поэтому он задает вопрос, ответ на который известен заранее. Ее тихое «да» открывает дверь, — возможно, все еще закрытую на цепочку — однако она показывает, что готова поговорить.

КАДР 6

РИК

Что ж, можешь сказать мне сейчас. Я достаточно трезв.

Действие Рика: опускается на колени.

ИЛЬЗА

Не думаю, что мне следует это делать, Рик.

Реакция Ильзы: просит большего.

Молчун Рик в третий раз причиняет себе боль, упоминая о своем пьянстве, что, с учетом его жесткой мужской манеры общения, звучит как мольба, и это срабатывает. Ильза колеблется, стараясь в мягкой, вежливой форме противостоять ему и продолжая свое представление с покупкой кружев. Ее подтекст можно сформулировать следующим образом: «Для разнообразия такие уговоры хороши. Могу ли я послушать их еще немного?»

КАДР 7

РИК

А почему бы нет? В конце концов,

я потратился на железнодорожный билет.

Мне кажется, я имею право знать.

Действие Рика: перекладывает вину на нее.

ИЛЬЗА

Прошлой ночью я увидела,

что с тобой произошло.

Я могла рассказать это Рику,

которого знала в Париже.

Он бы понял. Но Рик, который смотрел

на меня с такой ненавистью…

Реакция Ильзы: возвращает ему его обвинения.

Между этими двумя людьми существует связь. Каждый, чувствуя себя обиженным, знает уязвимые места другого настолько хорошо, что может с легкостью причинять ему боль.

КАДР 8

ИЛЬЗА

(поворачиваясь, чтобы взглянуть на Рика)

Я скоро уеду из Касабланки, и мы никогда

больше не увидимся. Мы очень мало знали

друг друга, когда были влюблены в Париже.

Если оставим все как есть, то, возможно,

будем вспоминать те дни — не Касабланку,

не прошлую ночь.

Действие Ильзы: прощается.

Рик просто смотрит на нее.

Реакция Рика: отказывается реагировать.

В подтексте слова прощения Ильзы звучат как очевидное прощание. Неважно, насколько вежливо они произносятся и как передают ее любовь к Рику, все равно это отказ: «Давай останемся друзьями, будем помнить хорошие времена и забудем плохие».

Рик не хочет и думать об этом. Он отказывается реагировать, и в этом заключается его реакция, так как игнорирование чьих-либо действий, несомненно, является реакцией. Вместо ответа он начинает следующий кадр.

КАДР 9

РИК

(тихим напряженным голосом)

Ты бросила меня, потому что не могла это вынести?

Потому что знала, во что превратится наша жизнь, когда

придется все время скрываться от полиции и убегать?

Действие Рика: называет ее малодушной.

ИЛЬЗА

Можешь так думать, если хочешь.

Реакция Ильзы: называет его глупцом.

У Рика был целый год, чтобы размышлять над тем, почему она его бросила, и лучшее объяснение, которое он смог придумать, — ее трусость. Однако она каждый день рискует жизнью рядом с Пасло, поэтому, в свою очередь, старается оскорбить его, прибегнув к холодному сарказму, неявно давая понять: «Меня не волнует, что ты думаешь; только глупцы могут верить в подобный вздор; если хочешь к ним присоединиться, поверь и ты».

КАДР 10

РИК

Что ж, я больше не убегаю.

Теперь я обосновался на новом месте — правда,

прямо над баром, зато достаточно подняться

всего на один этаж. Я буду ждать тебя.

Действие Рика: делает ей сексуальное предложение.

Ильза опускает глаза и отворачивается от Рика, ей на лицо падает тень от широкополой шляпы.

Реакция Ильзы: скрывает свою реакцию.

Несмотря на все отказы Ильзы, Рик чувствует, что она стремится к иному. Он хорошо помнит, как они занимались любовью в Париже, и видел холодного, равнодушного Пасло. Поэтому он старается не упустить шанс и делает ей предложение прямо на улице. И это снова срабатывает. Ильза тоже все помнит, и потому прячет свое вспыхнувшее лицо под шляпой. На секунду Рику кажется, что он почти добился своего, но сдержаться и промолчать не может.

КАДР 11

РИК

Так или иначе,

однажды ты все-таки солжешь Ласло.

Действие Рика: называет ее распутной.

ИЛЬЗА

Нет, Рик. Видишь ли, Виктор Ласло мой муж. И был им…

(пауза, холодно) …

уже тогда, когда я знала тебя в Париже.

Реакция Ильзы: разрушает его надежду.

Сохраняя самообладание, Ильза с достоинством уходит, оставляя ошеломленного Рика, который неотрывно смотрит ей вслед.

Рик не может вынести боль, причиненную признанием Ильзы. Как и в кульминации предыдущей сцены, он использует для нападения ложное обвинение, предполагающее, что она предаст Пасло, чтобы снова оказаться в его постели. Когда ее во второй раз называют потаскухой, Ильза берет из прошлого самое неприятное для Рика и наносит ему тяжелейший удар. Однако обратите внимание: она не уточняет, что в то время все считали ее мужа мертвым. Взамен она вкладывает в свои прощальные слова ужасный смысл: будучи замужней женщиной, она использовала Рика в Париже, а затем бросила его, когда муж вернулся. Следовательно, она никогда не любила его по-настоящему. Мы знаем из подтекста, что на самом деле все наоборот, однако Рику это неизвестно, и он полностью раздавлен.

Четвертый этап: фиксирование заключительной ценности и ее сравнение с начальной

Основной сюжет совершает резкий поворот от обнадеживающего позитива к негативу такой глубины, что Рик даже представить себе не мог. Ильза не только ясно дала понять, что больше его не любит, но и намекнула: любви никогда и не было. Ее тайное замужество превращает их парижский роман в обман, а Рика в рогоносца.

Пятый этап: изучение кадров и определение места поворотного пункта

1.      Приближается к ней/Игнорирует ее

2.      Защищает ее/Отвергает его (и араба)

3.      Извиняется/Отвергает его

4.      Оправдывается/Отвергает его (и араба)

5.      Просовывает ногу в дверь/Открывает дверь

6.      Опускается на колени/Просит большего

7.      Перекладывает вину на нее/Возвращает ему его обвинения

8.      Прощается/Отказывается реагировать

9.      Называет ее малодушной/Называет его глупцом

10.  Делает ей сексуальное предложение/Скрывает свою реакцию

11.  Называет ее распутной/Разрушает его надежду

Модель «действие-реакция» формирует быстрое движение кадров. Каждый переход от действия к реакции завершает предыдущий кадр, подвергая любовь героев все большему риску, требуя от них все больше силы воли и способностей, необходимых для того, чтобы совершать причиняющие боль, даже жестокие действия и одновременно сохранять хладнокровие.

Брешь открывается в середине одиннадцатого кадра, когда выясняется, что во время романа с Риком Ильза была замужем за Ласло. Рик очень хотел ее вернуть, но этот поворотный пункт полностью уничтожил его надежду.

«СКВОЗЬ ТЕМНОЕ СТЕКЛО»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Тоже интересно