Есть еще одно. Когда не пишется, это здорово помогает. А именно: тайна писательской работы заключается в том, чтобы ни в коем случае не переставать писать, когда не знаешь, что писать, так как на следующий день начать писать уже невероятно тяжело. Поэтому, когда закончил работу на сегодняшний день, смотришь в графический план – на следующий эпизод, который тебе надо сделать, думаешь, как ты это изложишь. Таким образом, на следующий день ты точно знаешь, где ты, и можешь сразу начинать писать.
Вопрос: Бывали ли у вас такие случаи, когда сценарий режиссеру в целом нравится, он принимает концепцию, сюжет, но какие-то эпизоды, отдельные линии он видит по-своему. Вправе ли он самостоятельно внести эти поправки, обязан ли он согласовать это с вами как с автором сценария, возникает ли конфликт, и если вы соглашаетесь с его поправками, становится ли он вашим соавтором?
Ответ: Долг писателя-сценариста – написать сценарий, подходящий именно для этого режиссера. Если вы ориентируетесь на режиссера такого-то калибра и напишете сценарий лучше, чем он сможет поставить, вы никогда не добьетесь успеха с фильмом. Вам придется адаптировать свой талант, подгонять под его талант. Один из лучших эпизодов, которые я написал, был эпизод у зеркала для Роберта Де Ниро в “Бешеном быке”. Но Боб только взглянул на него и сказал: “Нет, это я сделать не смогу”. Так что, если он не может, значит, ищется другой путь. Обычно, когда я пишу сценарий, я работаю с режиссером – именно поэтому у меня есть графический план. Я звоню режиссеру и говорю: “Вот есть сценарий, столько-то страниц”. И когда он читает сценарий, он уже знает его, так как читал графический план. Потом мы с ним обсуждаем все эпизоды, и потом я заново все переписываю. И это на самом деле очень чистый способ, так как, во-первых, он к тебе не пристает, пока ты пишешь, а во-вторых, он не чувствует, что он на самом деле совершенно не в курсе происходящего. Многие люди работают вместе, постоянными бригадами, но это просто мой метод. Теперь по поводу соавторства. Кто оказывается в титрах картины – это определяет в США Гильдия сценаристов. Чтобы второй оказался в титрах в качестве соавтора, он должен внести 30% нового материала. Если второй автор сценария – режиссер, он должен внести 50%, так как предполагается, что такие изменения режиссер должен вносить автоматически. Если он изменил твой сценарий на треть, он не станет твоим соавтором. И решение о том, кто станет автором сценария, выносит совет, а членов совета назначает Гильдия. Так что сценаристы решают друг за друга. И никогда не известны имена этих людей. Ты имеешь право подать в совет прошение, ноты не знаешь, кто сидит в совете. По-моему, эта система вполне справедлива.
Вопрос: Бывают ли такие случаи, что студент вам нравится, но на каком-то этапе он сопротивляется вашей системе? Как вы тогда поступаете?
Ответ: Но в этом случае что получится – что я начну писать за него? Это ни ему, ни мне не на пользу. Тут нарушается контракт. Но в любом случае он получит зачет, если допишет сценарий.
ПОЛ ШРЕДЕР. Май 1990г. г. Москва