Арчил (откашлявшись, официантке). Можно вас?
Официантка (услышав Арчила, кивает). Сейчас.
Отец ухмыляется.
Арчил и Давид стоят перед рестораном. Через окно ресторана виден Отец, разговаривающий по телефону. В стороне, около торговых рядов, крутятся уличные мальчишки. Они поглядывают на Арчила и Давида.
Арчил. Толстый, ты чего выпендриваться с едой начал?
Давид. Да пошел ты…
Арчил. Сначала выпендривался, а потом все сожрал.
Давид. Иди ты…
Арчил. Что-нибудь поинтереснее придумал бы. (Хлопает себя по карману.) Видел, какая там пачка денег?
Давид. И что?
Арчил. Ничего. Приятно чувствовать себя крутым.
Внезапно Арчила по плечу хлопает подросток из тех, что крутились на рынке. Второй уже обнимает за плечи Давида.
Первый хулиган. Здорово, парни! Закурить не найдется?
Арчил. Мы не курим.
Второй хулиган. Да ну! А в кабаке чего делали? Баб снимали?
Давид. Да ладно, ребята.
Давид пытается рассмотреть, видит ли происходящее Отец. Но в окне ресторана отражается вышедшее из-за туч солнце.
Первый хулиган (Арчилу). Слушай, ты как моего друга назвал? (Толкает Арчила в грудь.)
Арчил. Я никак не называл.
Первый хулиган бьет Арчила под дых. Арчил сгибается пополам, пытаясь вздохнуть.
Второй хулиган (Давиду, оглянувшись по сторонам). А ты что, жирняк лыбишься? (Бьет его наотмашь по губам.)
Давид (вытирая кровь). Вы что? Что мы вам сделали?
В холле ресторана. Отец разговаривает по телефону в основном междометиями, поглядывая на происходящее с сыновьями на рыночной площади.
Первый хулиган пинком сбивает Арчила на землю. Нагибается и выдергивает у него из кармана отцовский, бумажник.
Первый хулиган (второму хулигану). Ты смотри, Кирюха, какой чемодан!
Давид (повернувшись к ресторану, кричит). Папа! Папа!
Второй хулиган бьет Давида по шее.
Оба хулигана улепетывают.
Отец кладет трубку и быстро направляется к выходу. Выйдя из ресторана, смотрит на избитых Арчила и Давида.
Арчил. Они отняли у меня деньги! Папа, их надо поймать!
Отец. Зачем? Ты сам не мог этого сделать?
Арчил. Они избили меня и Давида!
Отец. Хотите отомстить? Хорошо, ждите меня здесь!
Отец подходит к машине, садится в нее. Уезжает.
Арчил. Куда он?
Давид. Наверное, этих искать…
Арчил. Найдет – убьет, наверное! Я бы убил!
Арчил и Давид ждут Отца у ресторана. Рядом с ними останавливается “Волга». Отец выходит, открывает заднюю дверцу, за шиворот выволакивает из машины парня, который отобрал у Арчила деньги. Толкает его к сыновьям.
Отец (Арчилу). Он?
Арчил. Он! Он ударил и отобрал деньги! Гад!
Отец. Он ваш.
Давид. Как это?
Отец. Так. Он вас унизил, ограбил. Можете сделать с ним все, что хотите!
Парень. Дяденька, не надо!
Отец. Молчи! (Сыновьям.) Ну и что?
Давид. Как это, сделать все, что хотим?
Отец. Ну, можете избить его… Арчил, чего ты стоишь? Он же тебя ударил.
Арчил (смущенно). Я… Я не могу! Я не хочу!
Отец. Давид? Тебе тоже досталось. Давай, сынок!
Давид. Отпусти его!
Отец поворачивается к парню, достает из его кармана бумажник. Парень весь съеживается, ожидая ударов.
Отец. Зачем тебе нужны были деньги?
Парень. Пожрать хотели…
Отец (отсчитывает несколько купюр, отдает их парню). Иди. Можешь считать, что тебе повезло.
Парень со всех ног убегает. Отец кладет деньги к себе в карман. Идет к машине. Давид и Арчил плетутся следом.
По улице едет «Волга». Отец, управляя машиной одной рукой, поворачивается к Арчилу.
Отец. Арчил, почему ты не тронул его?
Арчил молчит.
Давид. Он не мог защищаться!
Отец. Вы тоже не могли. Похоже, у вас нет кулаков.
Арчил. Я не ожидал. Он неожиданно напал!
Отец. Плохо, что ты не ожидал. А что бы ты делал, если б я не вернул деньги? Все наши деньги?
Арчил. Не знаю.
Давид. Ты же видел все из окна, почему ты не вышел?
Отец. Я разговаривал по телефону…
Солнце заходит за верхушки сосен. Жаркий летний день превращается в теплый, окрашенный красным светом вечер.
Арчил и Давид сидят на берегу реки. Едва успев поставить палатки, они распаковали свое снаряжение и теперь азартно удят рыбу. Несколько рыбин величиной с мужскую ладонь уже бьются в полиэтиленовом мешке.
Поплавок Давида пляшет на воде, дергается, уходит под воду.
Арчил. Подсекай!
Давид. Без тебя вижу!
Давид рывком выдергивает из воды серебристое рыбье тело. В то же мгновение поплавок Арчила тонет, натянув леску.
Давид. Клюет! Клюет, Арчи!
Арчил выдергивает рыбу, но она срывается с крючка на самой кромке берега.
Давид. Держи, держи ее, Арчи!
Арчил, как вратарь на мяч, падает всем телом на рыбу.
Арчил. Помоги! Она здесь, где живот!
Давид (подбегает к брату). Не дергайся, лежи спокойно! (Запускает руки под живот Арчила.) Есть! Держу!
Арчил переворачивается на бок. Давид крепко держит рыбу обеими руками.
Арчил. Сколько же ее здесь?!
Давид (запихивает трепещущую добычу в мешок). До фига!
Чуть выше берега, на пригорке, возле двух палаток, стоит «Волга». Капот открыт. Отец перемазанными маслом по локоть руками возится в моторе. До него доносятся вопли сыновей, но он ни разу даже не поворачивает голову в их сторону.
Стемнело. У палаток разведен костер. Отец, Давид и Арчил сидят у костра. Отец ножом открывает консервы, режет хлеб.
Отец. Ешьте.
Давид (бросает взгляд на шевелящийся мешок с рыбой). А что с ней делать?
Арчил. Можно было бы приготовить уху. Только мы не умеем. Ты умеешь, папа?
Отец. Умею. Только я не ем рыбу. (Делает себе бутерброд с тушенкой.) Ешьте…
Давид. А почему?
Огец. Что «почему»?
Давид (делает себе такой же бутерброд). Почему ты ее не ешь?
2 коммента
Вы правы, потому что настоящий Режиссёр прав всегда. Знаю по работе в театре. Буду признателен, если что-то прочитаете из драматургии.
Надо сказать, что изменения в процессе работы над фильмом пошли на пользу. Убрали первые и последние сцены – слишком лиричные. Подсократили финал. Добавили образ вышки, как преодоление для Ивана. Если бы я читал сценарий, не посмотрев фильм, меня бы тоже резанула неестественность сцены, когда старший брат, который умеет водить машину, и заменивший погибшего отца, вдруг садится на заднее сиденье (потому что захотелось сидеть рядом с трупом отца) и учит с заднего сиденья младшего, как вести машину… Единственное, тема сундука без объяснения бандитской подоплеки в фильме осталась в подвешенном состоянии – но это и без меня, помню, десять лет назад критики ставили в упрек в обязательной программе… А так, конечно, сценарий очень мощный, лаконичный, с внутренним мотором, лучше прочитать его раза три с детальным разбором, чем десять книжек по сценарному мастерству.