Свинчивает крышку, делает несколько глотков. Арчил следит за ним.
Арчил. Пьешь за рулем?
Отец. Пью. Хочешь?
Арчил оглядывается на Давида. Давид смотрит в окно.
Отец. Пей. Давид не станет рассказывать маме.
Арчил берет из рук Отца фляжку, делает глоток. Вдруг начинает задыхаться, кашляет. Едва успевает открыть дверцу. Арчила выворачивает на асфальт. Справившись с рвотой, он тяжело дышит.
Арчил. Что… Что это?..
Отец (равнодушно). Спирт. Дай-ка мне карту.
Арчил протягивает карту. Он хмелеет на глазах. На лице появляется дурацкая улыбка.
Арчил. Кайф! Здорово!
Отец (внимательно изучает местность). Угомонись! (Ткнув пальцем в карту.) Вот сюда мы свернем.
Арчил. Это же другая дорога, папочка!
Давид (заглядывает в карту через плечо Отца). Это ж какой крюк до водопадов!
Отец. Мы не поедем к водопадам. Я вам покажу другое место.
Давид. Что мама скажет? Она же нас сегодня обратно ждет!
Отец. Боишься?
Давид. Нет, но…
Отец. Не хочешь провести лишнюю пару дней с отцом? А, Давид?
Давид садится на место. Смотрит в окно.
Давид. Хочу, папа. Только мама будет волноваться.
Отец. Не будет. Она знает, что вы со мной. Ну что, едем?
Арчил. Едем! Едем!
Давид (совсем тихо). Едем…
Отец. Решено единогласно.
«Волга» трогается с места, съезжает с шоссе, едет по асфальтированному ответвлению от основной магистрали.
«Волга» проезжает мимо указателя «Быстрореченск». Признаков городской жизни пока не видно. По обеим сторонам дороги стоит глухой сосновый лес.
Сам город начинается неожиданно с моста через речку Быстрая. Старые купеческие дома, одноэтажные постройки с садиками и только в центре – небольшой район высотных новостроек. Здесь же городская гостиница и кафе с вывеской «Закрыто» на дверях.
«Волга» останавливается возле кафе.
Отец устало откидывается на спинку сиденья, прикрывает глаза.
Арчил (читает вывеску). «Закрыто». Пап, кафе закрыто!
Отец. Сам вижу.
Давид. Можно поесть то, что мама с бабушкой положили. Воды надо только купить.
Отец. Нет. Это нам еще пригодится. Арчил, давай-ка выясни, где здесь можно поесть.
Арчил. Как это?
Отец. Ты что, тупой? У людей спроси! Найди! Давай, одна нога здесь, другая там!
Арчил, не очень довольный поручением и тоном Отца, выбирается из машины.
…Арчил идет по тенистой, засаженной тополями улице, застроенной одноэтажными старыми домами. Навстречу ему идет пожилая женщина.
Арчил. Извините, не подскажете, где здесь поблизости столовая или кафе? Где можно поесть?
Женщина. Покушать? (Ненадолго задумывается.) На рынке есть ресторан.
Арчил. Где это? Далеко?
Женщина. Рядом. Пойдешь прямо по улице и как раз к рынку выйдешь.
Арчил. А он работает? Ресторан?
Женщина (пожимает плечами.) Кто ж его знает…
Арчил. Спасибо.
Женщина. Не за что, сынок. (Идет дальше.)
Арчил некоторое время стоит, раздумывая, возвращаться ли ему к машине или пойти на рынок проверить, работает ресторан или нет. Все же решает проверить. Бежит по улице в указанном направлении.
…Под открытым небом стоят ряды столов, лотков, палаток.
Овощи, фрукты, мясо, вещи…
Арчил бежит вдоль рядов.
На краю рыночной площади – недавно отстроенное здание ресторана. На крыше укреплена вывеска «Охотник».
Арчил останавливается, пропуская двоих выходящих из ресторана мужчин, входит в двери.
Прохладный уютный зал. Звучит негромкая музыка. Почти все столики свободны. Три официантки сидят у барной стойки, устроенной прямо в ресторанном зале. Одна из них обращает внимание на Арчила, стоящего у хода в зал.
Официантка. Мальчик, тебе чего?
Арчил. А у вас можно поесть?
Официантка (сходя с высокого барного стула). Можно. Садись за стол. Я сейчас меню принесу.
Арчил. Нет… Я… Меня папа прислал узнать…
Официантка (забираясь обратно на стул). А, папа… Передай своему папе, что у нас тут и поесть можно, и попить, и попеть, и потанцевать. Тридцать три удовольствия сразу…
Подруги официантки смеются.
Арчил (смущается, пятится к выходу). Я… Мы сейчас…
«Волга» по-прежнему стоит возле за крытого гостиничного кафе.
Отец сидит за рулем.
Давид – на заднем сиденье.
Молчание.
Отец равнодушно смотрит в окно на прохожих.
Давид наблюдает за ним.
Неожиданно в глазах Отца вспыхивает интерес.
Молодая женщина в очень короткой синей джинсовой юбке и обтягивающей желтой трикотажной кофте идет по улице в сторону машины.
Отец внимательно и беззастенчиво разглядывает ее ноги, высокую полную грудь, свободно колышущуюся под кофтой.
Женщина ловит на себе взгляд Отца. На ее губах появляется многозначительная улыбка. Поравнявшись с машиной, женщина то ли нарочно, то ли нечаянно роняет на землю сумочку. Наклоняется, чтобы поднять ее. От этого движения ее короткая юбка задирается еще выше. При этом она пристально глядит в глаза Отца, продолжая улыбаться.
Отец улыбается ей в ответ.
Давид (орет). Папа! Папа!..
Отец (резко поворачивается к нему). Что ты орешь!
Женщина, подняв сумочку и поправив волосы, проходит мимо.
Давид. Я вот подумал… Арчи давно нет. Может, он заблудился? Может, мне пойти поискать его?
Отец. Сиди!
Отец оглядывается в заднее окно машины, пытаясь отыскать среди прохожих женщину в джинсовой юбке. Но она уже пропала, словно ее и не было. Отец пристально смотрит в глаза Давида.
Отец. Ну и что?.. Ты чего ухмыляешься?
Давид. Я?! Я не ухмыляюсь! Тебе показалось, папа!
Отец. Показалось? (Кладет руку на голову Давида. Несильно захватывает в кулак его мягкие белокурые волосы.) Хорошо, если мне это показалось.
Отец убирает руку. Смотрит на часы. Включает зажигание.
Давид. Мы уезжаем?! А как же Арчи?!
Отец. Я хочу есть. Захочет – найдет нас.
«Волга» срывается с места. Едет по улице.
Арчил стоит на пятачке на рыночной площади. Он облизывает тающее мороженое и наблюдает за действиями наперсточников, раздевающих подвыпившего дядьку.
2 коммента
Вы правы, потому что настоящий Режиссёр прав всегда. Знаю по работе в театре. Буду признателен, если что-то прочитаете из драматургии.
Надо сказать, что изменения в процессе работы над фильмом пошли на пользу. Убрали первые и последние сцены – слишком лиричные. Подсократили финал. Добавили образ вышки, как преодоление для Ивана. Если бы я читал сценарий, не посмотрев фильм, меня бы тоже резанула неестественность сцены, когда старший брат, который умеет водить машину, и заменивший погибшего отца, вдруг садится на заднее сиденье (потому что захотелось сидеть рядом с трупом отца) и учит с заднего сиденья младшего, как вести машину… Единственное, тема сундука без объяснения бандитской подоплеки в фильме осталась в подвешенном состоянии – но это и без меня, помню, десять лет назад критики ставили в упрек в обязательной программе… А так, конечно, сценарий очень мощный, лаконичный, с внутренним мотором, лучше прочитать его раза три с детальным разбором, чем десять книжек по сценарному мастерству.