Сюжет может быть любым. Очень часто – это любовная история, позволяющая глубже раскрыть характеры. Часто сюжет исследует важные личностные проблемы – идентификации, инициации, поисков себя. Часто исследуются неизвестные «слабые» стороны характера героя сильного перед любимой женщиной.
Иногда сюжет реализует мечты героев. Сюжетные линии дают возможность герою поразмышлять, помечтать, подумать о смысле жизни.
Сюжетные линии дают нам возможность проследить, как меняется герой, в результате каких жизненных перипетий.
Часто сюжетные линии или сюжетные ходы – наиболее интересная составляющая фильма. Фабула «Свидетеля» достаточно традиционна. Подобный по фабуле полицейский триллер можно сотни раз увидеть по ТВ. Но сюжет – линия полицейский Джон – фермерша-эмиш Рэчел – делает картину особенной, лиричной и интересной. Линия их взаимоотношений – наиболее интересная в фильме.
Поэтому когда в современной кинодраматургии говорят – СЮЖЕТ ФИЛЬМА, очень часто имеют в виду СОДЕРЖАНИЕ ФИЛЬМА. То есть это именно то, ЧТО СЦЕНАРИСТ ХОТЕЛ ПОВЕДАТЬ МИРУ. Если Ваш сюжет ОРИГИНАЛЕН, можете быть уверены – вы явно создаете нечто новое, что еще никто и никогда не видел на экране.
С Т Р У К Т У Р А С Ю Ж Е Т А
Так же как и фабула сценария, сюжет имеет начало, середину и конец. Хороший сюжет обязательно содержит мощные поворотные события, ясную завязку, развитие, кульминацию и развязку. Иногда сюжетные поворотные события усиливают фабулу, иногда существуют помимо нее, иногда сюжет не может начаться до первой фабульной поворотной точки.
Почти все картины имеют более или менее удачный сюжет. Вот в качестве примера три картины, в которых сюжет использован блестяще – «Свидетель», «Назад в будущее-1» и «Тутси». Любая из сюжетных линий в этой картине, так же как и сам сюжет, отлично сконструированы.
«Свидетель» демонстрирует уникальное использование сюжета. Поначалу, сюжет картины выглядит как простая полицейская история. Как Вы помните, первая сюжетная линия разворачивается вокруг вопроса «Найдет ли Джон убийцу?». Такое сюжетное начало придает всей картине ощущение надвигающейся опасности. Однако, основная сюжетная линия – взаимоотношения Бука и Рэчел – становится главной лишь во второй части. И только в третьей части мы частично возвращаемся к первой сюжетной линии (полицейской истории).
Сюжетная линия Джон – Рэчел сконструирована так же ясно, как и фабула картины. В первой части, в завязке Джон и Рэчел встречаются. Первая поворотная точка – во второй части – Рэчел укрывает раненого Джона на ферме эмишей. В течение второй части их взаимоотношения развиваются. Второе поворотное событие – поцелуй Джона и Рэчел, не оставляющий сомнений в их чувствах. Это же является поворотным событием – возвращением к первой сюжетной линии. Кульминация – Джон спасает Рэчел – совпадает с кульминацией первой сюжетной линии – Джон арестовывает Поля, и развязка приходит, когда Джон, уезжая, говорит, что вернется.
В этой картине сюжетные поворотные события следуют сразу за фабульными. Если буквой «Ф» обозначить фабулу, а «С» – сюжет, то получится следующая картина:
Завязка: Ф. Убийство на вокзале
С. Джон и Рэчел встречаются
Первое событие: Ф. Выстрелы в гараже, Джон ранен
С. Рэчел помогает Джону и прячет его
Второе событие: Ф. Джон бьет хулигана
С. Поцелуй Джона и Рэчел
Кульминация: Ф. Поль пойман
С. Джон спасает Рэчел
Развязка: Ф. Джон уезжает с фермы
С. Мы понимаем – он вернется к Рэчел
Такое использование сюжета может быть опасным, особенно, начиная со второй части, когда появляется основная сюжетная линия. Однако, в «Свидетеле» происходит удивительная трансформация сюжетной линии в фабульную и наоборот. Начальная сюжетная линия (полицейская история) становится фабулой для основной сюжетной линии – взаимоотношений Джона и Рэчел.
«Тутси» – пример сложного, запутанного сюжета. КАК ПРАВИЛО, в картине присутствует ТРИ основные сюжетные линии. В «Тутси» их ПЯТЬ: линия Майкл – Джули, линия Майкл – Санди, линия Майкл – Лео, линия Майкл – Брюстер и линия Рон – Джули. Каждая из этих пяти сюжетных линий работает на главную идею картины – идею любви и дружбы. Каждая имеет свое построение, свое разрешение и пересечение с фабульными линиями.
1). РОМАНТИЧЕСКАЯ СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ МАЙКЛ-ДЖУЛИ:
Завязка: Майкл (Дороти) встречает Джули
Дороти (Майкл) симпатичен Джули
Первое событие: Джули приглашает его (Дороти) на именины
Развитие сюжета: Майкл (Дороти) и Джули становятся
друзьями
Майкл (Дороти) убеждает Джули порвать
С Роном.
Майкл (Дороти) сидит с ребенком Джули
Второе событие: Майкл (Дороти) пробует поцеловать
Джули (в образе женщины)
Джули отвечает, что она не лесбиянка
Развитие сюжета: Джули больше не хочет встречаться
с Дороти (Майклом)
Кульминация: Майкл сбрасывает маску Дороти
Майкл и Джули снова становятся близки
Заметьте, насколько СЮЖЕТНАЯ линия Майкл – Джули отличается от основной ФАБУЛЬНОЙ линии. Вспомните, что фабула «Тутси» такова:
Завязка: Майкл безработный
Первое событие: Майкл находит работу в качество Дороти
Развитие сюжета: Дороти (Майкл) становится знаменитой
Второе событие: Майкл (Дороти) пытается
прекратить контракт, но «Дороти» так хороша, что никто не дает ему это сделать
Кульминация: Майкл снимает маску Дороти
Заметьте, насколько объемнее этот СЮЖЕТ при данной ФАБУЛЕ. Майкл не может раскрыться перед Джули, потому что он существует в определенных условиях (маска Дороти), иначе он потеряет работу, но без Джули ему не нужна никакая работа и в конце концов он превращается в самого себя.
3 коммента
Уникальный семинар Линды Сегер “Как хороший сценарий сделать великим” при киношколе А.Митты в 19-21 апреля 2014 года!
За всю жизнь она не написала ни одного сценария…
О чем вообще речь и чему она может кого-то учить…?
Образование так же не внушает какого-либо доверия: четыре года изучения английского языка на степень бакалавра, год изучения на магистра театрального искусства. Далее опять год магистратуры по специальности “Религия и искусство”, докторская диссертация по направлению “Драма и богословие” и опять степерь магистра по женскому богословию.
на каждого, кто создает с нуля, найдется сотня советчиков как улучшить готовое