Эпизоды, как и другие моменты действия, могут существовать в любом месте сюжета – от завязки до развязки. Они могут быть расписаны на 10 страниц, а могут происходить и всего на 1 странице.

Н Е К О Т О Р Ы Е    П Р О Б Л Е М Ы    С О    С Ц Е Н А  Р Н Ы М И

П Е Р Е Х О Д А М И

Проблемы сценарного перехода, соединения сцен и развития дальнейшего действия в результате такого соединения – одна из самых распространенных проблем.

Как правило, такие проблемы возникают в результате плохой выстроенности сюжета, неясности каких-то отдельных его элементов – поворотных событий или завязки, или неясной трехчастной структуры.

Многие пытаются решить проблему перехода с помощью максимального насыщения истории действием, что не приводит к ясности, а наоборот, только запутывает и раздражает.

Часто хороший сценарный переход заменяют ускоренностью действия, что тоже приводит к плачевному результату – зритель не успевает понять, что произошло и в результате теряет интерес.

Суммировав все вышесказанное, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Как Вы использовали моменты действия?

Каким образом происходит развитие – с помощью

действия или через диалог?

 

2. Какие типы моментов действия присутствуют

в моем сценарии? Препятствие, усложнение

или перевертыш? Где они употреблены?

Как часто?

 

3. Сколько эпизодов в моем сценарии?

Как они «работают» на историю?

 

4. Хорошо ли выверен сюжет, все ли ясно?

Запомните, что до тех пор, пока Ваш сценарий строится на действии, вызывающем реакцию и следующее действие, до тех пор история, которую Вы рассказываете, развивается. Для этого Вам не обязательно использовать какие-то грандиозные события – катастрофы, землетрясения и т.д. – это могут быть элементарные человеческие поступки. Главное, чтобы история развивалась с помощью физического действия, диалога, эмоционального воздействия. До тех пор пока будет существовать связь между одной сценой и последующей – Ваш сценарий будет существовать. Он может быть более повествовательным и менее динамичным, чем «Беги, Лола, беги» или «Леон», но он все равно ОБЯЗАТЕЛЬНО будет иметь какое-то развитие, логичность рассказа, ясность и т.д.

Проанализируйте, какие типы моментов действия Вы используете в сценарии, чем «поддерживается» история во второй части. И не бойтесь ДРАМАТИЧНОСТИ описываемых Вами событий.

Г Л А В А  Ч Е Т В Е Р Т А Я

 

ЦЕЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Любой вид искусства тяготеет к гармонии. Слушая музыку, рассматривая картину, или наблюдая за действием, мы испытываем внутреннее желание ощущения цельности. Различные формы искусства различными способами достигают цельности в гармонии. Музыка – ритмами и мелодиями. Иногда какой-либо музыкальный инструмент ведет свою тему – основную тему – через все музыкальное произведение. Музыкальная тема обязательно имеет начало, развитие и кульминацию, часто – повторы музыкальной темы.

В живописи такое ощущение цельности всего полотна создается с помощью определенного колорита. В архитектуре – в результате многочисленных повторов оконных проемов и арок, масштабов, соотношения частей и всего здания, пропорций.

В киноискусстве также необходимо стремиться к ощущению целостности и гармонии. И достигается это с помощью предсказаний и свершения их, повторяющихся мотивов, повторов и контрастов.

П Р Е Д С К А З А Н И Я

В детективах очень часто используется прием: нам показывают нож, который потом становится орудием убийцы. Это наиболее частое использование предсказания в фильмах. Предсказание – некая информация, данная в диалоге или в визуальном ряду, предсказывающая какое-то последующее действие, которое произойдет в истории фильма.

В «Назад в будущее-1» несколько необычное использование предсказания, за счет которого достигается постоянное напряжение, дельность и юмор.

Подробная разработка взаимоотношений между прошедшим временем и настоящим, внимание к деталям – вот откуда такая цельность всей картины.

Это приводит нас ко второму типу предсказания, когда информация дается в одном контексте, а совершается в другом. Это вид предсказания, когда информация дается как бы походу, почти случайно, а в результате она становится очень важной и неожиданной. Заметьте, насколько важной оказывается информация о башенных часах в «Назад в будущее-1».

В самом начале фильма в течение разговора Марти и Дженифер о том, как они проведут выходные, проезжающий мимо агитатор дает им листовку, призывающую сохранить городские башенные часы. Он упоминает время и дату, когда часы перестали работать год назад, из-за того, что в них попала молния. Дженифер берет листовку, но меняет ее функцию. Вместо того, чтобы сфокусировать внимание на информации о часах, она пишет на листовке для Марти « Я тебя люблю» и свой номер телефона. Позже когда Марти говорит о том, что ему совершенно необходимо вернуться в настоящее, он использует это любовное послание, как основную причину.

МАРТИ

Но я не могу оставаться в этом

времени, Док. Я живу в 1985.

Я  должен вернуться. Моя девушка

ждет меня, смотри, что она написала…

Он достает записку Дженифер, разворачивает ее и видит, что в этой листовке – информация о том, где и во сколько произойдет молния, разбившая башенные часы, так необходимая им для того, чтобы машина времени начала работать. Так же как и деталь (в данном случае – листовка), диалог тоже может играть роль некоторого предсказания: данный диалог в общем-то сделан в проброс и становится очень важным впоследствии: важна дата – 5 ноября 1955 года.

БРАУН

Это был день, когда я совершил путешествие

во времени. Я стоял у туалетного столика и

заводил часы и мне явилось видение, будто

совершил путешествие в будущее. Оно

преследует меня уже 30 лет.

Позже, когда Марти попадает к Брауну в 1955 год, он рассказывает ему о машине времени и говорит, что видение Брауну было верное.

Взаимоотношения матери и отца Марти в настоящем во многом зависит от их прошлого, В первой части мать Марти говорит о том, что Джордж (отец Марти) впервые поцеловал ее на школьных танцах, спасая от хулиганов. Если бы не поцелуй, она никогда не вышла бы за него. И, будучи в прошлом, Марти изо всех сил старается, чтобы на танцах его отец поцеловал его мать, иначе они не поженятся и, естественно, не будет его самого, Марти.

Заметьте, в этой картине нет случайных элементов, если что-то говорится в начале, обязательно «срабатывает» в конце.

П О В Т О Р Я Ю Щ И Й С Я    М О Т И В

3 коммента
  1. Уникальный семинар Линды Сегер “Как хороший сценарий сделать великим” при киношколе А.Митты в 19-21 апреля 2014 года!

  2. За всю жизнь она не написала ни одного сценария…
    О чем вообще речь и чему она может кого-то учить…?
    Образование так же не внушает какого-либо доверия: четыре года изучения английского языка на степень бакалавра, год изучения на магистра театрального искусства. Далее опять год магистратуры по специальности “Религия и искусство”, докторская диссертация по направлению “Драма и богословие” и опять степерь магистра по женскому богословию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Тоже интересно