Представляем первую часть публикации переводов избранных глав из книги “Inside the Room”, составленной преподавателями UCLA Extension и посвященной написанию сценариев для ТВ.
Джоэл Андерсон Томпсон рассказывает о том, как создать историю и заявку “спек сценария” одночасовой серии драматического сериала.
ЧАСТЬ 1:
- Как стать сценаристом на ТВ?
- Что такое спек сценарий?
- Для чего нужна история и заявка?
- Выбор подходящего сериала для спека
- Как приступить к разбору сериала
Как стать сценаристом на сериалах?
В профессию сериального сценариста приходят отовсюду и с самым разным багажом за плечами. Однако 99.9 процентов сценаристов объединяет один общий факт биографии: они писали сценарии для существующих сериалов бесплатно, прежде чем добились того, чтобы писать для телевидения профессионально. Такие неоплачиваемые сценарии, основанные на персонажах, структуре, месте действия, тональности, стилистике и формате существующих сериалов (т.н. spec script¹), пишутся в надежде или с расчетом на то, что их или в конечном итоге выкупят, или они выведут на какой-нибудь оплачиваемый заказ. Хорошо написанный спек-сценарий способен открыть многие двери, потому что он может показать агентам, менеджерам и продюсерам, что сценарист умеет подстраиваться под конкретный сериал, а значит может справиться с материалом.
Имея десятилетний опыт работы на сериалах, таких как “Звездный крейсер “Галактика””, “Доктор Хаус”, “Рухнувшие Небеса”, а также опыт питчигов и продаж проектов каналам, могу сказать вам, что в основе сильных спеков лежит сильная история и заявка (outline)². Чтобы овладеть ремеслом создания этих строительных блоков часового сценария, потребуется много времени, но вы можете сделать определенные шаги, чтобы приобрести знания и навыки для создания истории и заявки, которые захотят купить продюсеры. Я с радостью стану вашим тренером и поделюсь с вами теми методиками и советами, которыми я делюсь со своими студентами на курсе ТВ-сценаристики в UCLA.
В этой главе я расскажу, что такое история и заявка, и почему они так необходимы. Как выбрать существующий сериал для написания спека и как его разобрать, а также как создать крепкую историю и заявку. Я поделюсь своим методом поэтапного проникновения во внутренние механизмы персонажей, сюжета, тональности, стилистики сериала, к которому вы хотите написать спек. Как время эфира, формат канала и жанры воздействуют на выбор вашей истории. Как создать историю и заявку, которые выявят “внутренние законы” структуры и сохранят ваше собственное видение.
Сорок процентов тв-сценаристов получают деньги, благодаря сильной истории и заявке
История — это изложение событий в определенном порядке с началом или завязкой, серединой и концом или развязкой. В ТВ-производстве история представляет собой бриф, сжатый до четырех фраз или размером с короткий абзац. Историю можно использовать для представления в самых общих чертах идеи сериала.
Заявка — это подробное, расширенное изложение истории, как правило, объемом 8-12 страниц, которое служит планом будущего сценария. Для начала, нужно набросать список ударных моментов, основных событий, которые двигают историю вперед. Список ударных моментов потом конкретизируется в заявке, которая включает в себя детали сюжета, места действий, а иногда и диалоги. В конечном итоге, заявка становится мостиком между историей, записанной в одном абзаце, и спек-сценарием на 56-59 страниц.
Начинающие сценаристы часто спрашивают: “Зачем мне писать заявку, когда я уже ясно вижу свою историю?”. Заявка необходима для творчества, потому что это основной инструмент сценариста. Она помогает упорядочить события истории и выстроить сцены в одну логическую цепочку. Заявка – это “испытательный полигон”, и она очень важна для творческого процесса.
Заявка также необходима в профессиональном и материальном плане. Во-первых, шоураннеры — эти люди, наделенные божественными силами для управления сериалом изо дня в день — придают огромное значение заявкам, потому что по ним они могут сразу увидеть детали истории и прикинуть, как история вписывается в другие эпизоды. Также заявка позволяет шоураннеру и сценаристу уже на конкретном материале оценить и обсудить различные подходы создания сценария.
Во-вторых, продюсеры кабельных каналов, по-одиночке обладающие властью полубогов, а собравшись в группу способные подрезать крылья шоураннеру, имеют право последнего слова, и они иногда зарубают или защищают истории, опираясь на заявку. Это главная причина, почему 40 процентов сценаристов продают сценарий часовой серии благодаря истории и заявке. Если история и заявка достаточно крепкие, дело в шляпе. Если нет, денег вам не видать.
Заявка — план вашего спек-сценария.
Представьте себе, что вы — архитектор и вы пытаетесь без чертежей описать строителям дом, который вы собираетесь построить. Не имеет значения, что вы ясно все представляете, не важно, что в своей башке вы рисуете грандиозные планы, вряд ли кто-то будет тратить на вас свое время, с таким подходом вы заинтересуете разве что только себя.
Так и в сценарном деле — заявка позволяет продюсерам сетей, или, как они сами себя ласково называют, “пиджакам”, быть в курсе истории, которую они купили, и представлять эпизод, который они ожидают увидеть на выходе.
Выбор подходящего сериала для спека
Выбор сериала для спека — серьезное дело. Это как жениться, но без пьяного дяди, который смущает всех своими тостами. Так как вы собираетесь вложить кучу времени в свой спек, будет лучше, если вы выберете свой любимый сериал. С другой стороны, не стоит обольщаться тем из вас, кто одержим идеей написать что-нибудь бронебойное для “Sanford and Son” или “Скорой Помощи”. Притормозите. Писать нужно только для тех сериалов, которые эфирятся в данный момент.
Нужно отметить, что не все сериалы, которые идут в настоящее время, обеспечат вам читателей в виде продюсера или агента. По многим причинам, ваш выбор может навредить или помочь. Так как же не ошибиться с выбором? Во-первых, не выбирайте сериал, который никто не смотрит. Агенты и продюсеры должны быть наверняка знакомы с сериалом, чтобы оценить вашу способность вклиниться в определенный формат. Во-вторых, плохую службу может сослужить долгоиграющий сериал. Как правило, к тому времени, когда запускается четвертый сезон сериала, офисы продюсеров и агентов завалены спеками на него, и большинство из них забраковано.
Прикидывая, какой спек написать, вы как бы делаете инвестиции с ограниченным сроком действия. Безопаснее выбирать из сериалов, которые преодолели отметку в две трети первого сезона и не перевалили за третий сезон. Убедитесь в том, что сериал, который подходит к концу первого сезона, продлен на следующий сезон, иначе у агентов и продюсеров будет повод отказать вам в рассмотрении спека. Если вы будете придерживаться этих правил, у вашего спека будет больше шансов пробиться. Но все же, если у вас есть крутая идея для спека к четвертому сезону сериала, которая прямо рвется наружу, возможно, не стоит ее отбрасывать. Окончательное решение принимаете только вы.
В процессе выбора сериала вам может помочь один из трюков — звонок в офис продюсерской компании и сценарного агентства. Помощники в этих организациях находятся на передней линии фронта и в курсе всех актуальных проектов. Кто как не сами производители сериалов способны компетентно разложить по полочкам, какие сериалы сейчас в тренде, а какие так себе. Главное, не волнуйтесь. Вы же не приглашаете их на свидание. Некоторые помощники проводят целые дни на работе, и никому нет дела до их мнения. Возможно, они будут счастливы, когда их советы кому-то пригодятся. Просто будьте вежливы и задавайте вопросы четко и по существу.
Изучите свой сериал
Вам только кажется, что вы знаете свой сериал.
Как только вы выберете подходящий сериал, вам сразу захочется все бросить и начать писать. Даже если вы смотрели каждый эпизод, сев за письменный стол без необходимого разбора сериала, вы совершите классическую ошибку новичка. И вот почему. Вы смотрели каждый эпизод как фанат сериала, а значит не анализировали диалоги, стилистику, структуру, тему, ритм и развитие персонажей. Если вы это проделывали, тогда окей. Вы крутой. Но все равно, держу пари, что вам только кажется, что вы следили за этими моментами. На самом деле, анализ ТВ-сериала означает, что вы накапливаете многочисленные заметки по каждой составляющей сериала, убеждаясь в том, что уловили тончайшие детали и особенности.
Примечание от ТВ-инсайдера: когда вы что-то смотрите, и ваша цель не ограничивается развлечением, это называется “скрининг”. Употребляя этот термин, вы почувствуете себя профессионалом в общении с женой или подружкой, другом или приятелем – “Эх, я бы с удовольствием пошел с тобой, но у меня сегодня скрининг двух эпизодов”. Эта тактика сработает и в том случае, если вам не особо хочется куда-то идти.
Как сделать разбор сериала
Худшая из всех причин отклонения спека агентом, это когда он убеждается, что сценарист не умеет делать разбор сериала. Когда агенты читают плохо проработанный сценарий, они думают — если этот сценарист так ленив, что не может собрать все данные во время поиска сценарной работы, какая же лажа получится, если его поставить на сериал.
В ваших же интересах внимательно отсматривать каждый эпизод сериала, к которому вы пишете спек. Если у вас нет доступа ко всем сериям, лучше всего посмотреть все, что можете найти, а затем найти сайт, где выложены краткие описания серий и поработать над этими описаниями.
ЧАСТЬ 2 →
¹У термина “spec script” в русском языке нет аналогов, точно передающих значение. Можно перевести как “пробный сценарий”, но мы решили оставить оригинальное звучание, тем более, что в русскоязычной профессиональной среде термин достаточно часто употребляется без перевода, т.е. просто “спек сценарий”.
²Перевод слова “outline” — конспект, краткое описание, набросок и т.д. На наш взгляд, наиболее близкий по значению русский аналог — “заявка”.