Оговорюсь сразу – это не законы и правила, которых нужно обязательно придерживаться каждому сценаристу. Эти приемы точно помогают мне и могут пригодиться вам.
1. Придумай конец
Написание сценария, как поездка на машине с навигатором. Пока нет пункта назначения, то и маршрут не прокладывается. Когда попадешь в пробку, голос рано или поздно скажет “Есть более быстрый маршрут. Поехали?”. Без пункта назначения этого голоса не будет.
2. Записывай с воображаемого экрана
Тот самый “главный секрет сценариста”, о котором я уже писал. Когда пишешь сценарий, представляй себя в пустом зале и смотри будущий фильм на большом экране.
3. Держи в голове, что фильм – как секс
Простая схема: предварительные ласки, сам акт, достижение кульминации, финал. Все действия идут по восходящей, как по лестнице.
4. Разбей будущий фильм на 6-7 мини-фильмов
Этот простой прием однажды перевернул мой взгляд на создание сценария. Если взять любой фильм, будь то арт-хаус, хоррор или Тарантино, это почти всегда будет сборник из маленьких фильмов по 10-15 минут с началом, серединой и концом.
Понимание этого правила невероятно облегчает процесс написания сценария, позволяет быстро выстроить структуру, решает “проблему 2-го акта” и фокусирует внимание на истории, а не на схеме с поворотными точками, мидпойнтами и т.п.
5. Сталкивай героев в диалоге
Противостояние и несогласие могут быть открытыми, а могут быть и скрытыми. Но несогласие делает диалог энергичнее и ритмичнее, делает его глубже. В идеале из фраз героев должен рождаться неозвученный третий смысл.
Пример плохого диалога:
– Который час?
– Два часа, десять минут.Пример диалога получше:
– Который час?
– Не волнуйся, ты будешь на высоте!
В первом случае – мы ничего не можем сказать о героях и ситуации.
Во втором примере мы можем представить двух людей, которым предстоит важное событие, один из них нервничает, второй – близкий человек, который пытается воодушевить первого.
Спасибо: Александру Александрову, Александру Миндадзе, Аарону Гузиковски, Аарону Соркину, Арифу Алиеву, Юрию Короткову, Фрэнку Даниэлю и всем сценаристам, которые делятся своими секретами мастерства.