Кто здесь: сценаристы
Павел Гельман («Твой мир», «Братья» «Отдел С.С.С.Р.», «Человек ниоткуда», «Адвокатессы», «Шпионские игры: Побег», «Таксистка», «Аэропорт», «Холостяки»)
1) Где, у кого и как учился писать сценарии? Что было самым важным в кинообразовании?
– Когда-то учился на экспериментальном курсе по драматургии в Школе -Студии МХАТ. Нас было всего четверо студентов. Педагогами были сначала Александр Галин, а потом Григорий Горин. У них не было никакой системы преподавания, они просто обсуждали с нами наши пьесы и болтали о том о сем. Разговаривать с ними было очень интересно, но профессионально я там ничему не научился потому что писал мало. Потом был перерыв лет в 12. А когда я занялся сериалами, то я учился уже на ходу и у всех подряд. До сих пор считаю, что научить может только собственная практика и больше ничего. Главное в обучении это технология, которую я называю “уйти в ноль”. Это значит себя считать маленьким, а работу большой, больше, чем твои возможности. Ты маленький и беспомощный, а именно в состоянии беспомощности может прийти помощь свыше – вдохновение. Чем больше боишься предстоящей работы, тем лучше она выйдет потому что страх мобилизует скрытые резервы. Я работал с Мотор-фильмом, там Максим Стишов сам очень грамотный сценарист – чему-то учился у него. Потом работал с Щедриным и Каменецким – и у них поучился. И мой отец, драматург Александр Гельман, кое какие уроки мне преподал. Просто я показывал ему свои ранние сценарии, и он мне указывал на просчеты и и кое где предлагал как это было бы правильно. Потом мы с ним пару сценариев написали вместе и это тоже школа. Думаю, что лучше всего учишься на собственных ошибках, не на чужих, а именно на собственных. Потому что учишься чему то реально только там, где отдаешь свою любовь. А любовь отдаешь только собственным ошибкам.
– Есть сценарии, за которые не стыдно. Но есть и сериалы по этим сценариям, которые не хочется вспоминать. Особенно расстраивает, когда без согласования с автором, продюссеры неграмотно правят сценарий, и потом все это “творчество” выходит под твоим именем. Теперь меня научили – любой кто серьезно правит твой сценарий должен стоять в титрах как соавтор сценария и нести свою долю ответственности.
– Сейчас пишу 8 серийную историю для Первого канала. Там наполовину мелодрама, наполовину про борьбу с коррупцией в отдельно взятом городе. И еще пишу пилотную серию про одного очень известного человека, но пока не могу назвать, хотя хочется похвастаться.
– У меня есть несколько заявок, которые никак не могут найти своего заказчика – говорят, что неформат. Это и комедия и жесткая социальная драма. Я бы работал и в жанре политического кино, если бы в России это было возможно.
– Пишу в день немного, но зато несколько раз в день перечитываю написанное и “вылизываю”. Такая у меня система.
– Техника самая обычная.
– У меня есть метод – “замедленное мышление”. Когда туго идет, я беру ручку и лист и думаю о своей проблеме медленно-медленно. Долго топчусь на каждой мысли, записываю каждую мысль. Гораздо медленнее думаю, чем в обычном режиме. И в какой-то момент происходит скачок – идея! Но вообще я много знаю про разные техники “креативного мышления”, у меня целая коллекция книг по этой теме, в основном американских.
– Чтобы реально отдохнуть мне надо перевести себя в режим “овоща”. Ни о чем не думать и ничего не делать. Просто бесцельно тратить время – вот тогда я отдыхаю.
– Очень хочу заняться преподаванием почему -то.
2 коммента
Дают ли сценаристы ответы на вопросы пользователей?
Здесь нет. Но в ФБ (ссылка дана), наверное, возможно…