Когда я увидел в фейсбуке известного сценариста ссылку на “хорошую книгу по сценарному мастерству” и тут же кликнул по ней, то попал на страницу с цитатами из книги Брюса Ли “Путь опережающего кулака”. Понятно, что в каждой шутке всего лишь доля шутки, но я бы еще добавил в связи с этой книгой, что в доле шутки тоже есть доля правды. Черт, выразился витиевато, видимо книга Брюса Ли повлияла.

После погружения в полный вариант книги, я могу сказать, что сценаристу будет полезна большая часть книги, посвященная  боевым приемам. Например, только прочитав эту книгу, я узнал,  что “Бой с тенью” это одно из упражнений для тренировки скорости реакции.  Да, я в курсе, что есть одноименный фильм, но как-то он прошел мимо меня. Чтобы со знанием дела описывать в своем сценарии настоящую драку, лучше этой книги, наверное, и не найти. Ну и плюс вы сможете разучить пару приемов, которые можно применить, когда конкретный продюсер с вашего раёна подойдет к вам в ночи со словами “слышь, сценарий есть?… а если найду?”

Все вышесказанное пригодится сценаристу, а вот хорошему сценаристу пойдут на пользу философские рассуждения Брюса Ли. Да-да, он умел не только махать руками и ногами. Итак, вы изучили все книги по сценарному мастерству, запаслись шаблонами и приемами, пришло время заглянуть внутрь себя*:

Искусство достигает своей наивысшей точки, когда оно лишено самоосознания. Свобода раскрывает объятия человеку в тот момент, когда он перестает заботиться о том, какое впечатление производит или может произвести на кого бы то ни было.

Цель искусства — это проецирование внутреннего видения во внешний мир, эстетическое воплощение глубочайших человеческих переживаний и их доступность для восприятия в рамках идеального мира.

Искусство — это выражение жизни, оно переступает границы пространства и времени. Через искусство мы должны заставить работать свои души, чтобы придать новую совершенную форму и новый смысл и содержание окружающему миру.

Самовыражаясь, художник выставляет напоказ свою душу, демонстрируя в то же время свое безразличие к «публичности». За каждым движением должна слышаться музыка его души. Иначе движения пусты, а пустое движение подобно пустому слову — оно лишено смысла.

Избавьтесь от «неясного» мышления, действуйте от корней.

«Безыскусственное искусство» есть художественный процесс внутри художника; его смысл — это искусство души. Все возможные душевные порывы — шаг на пути к эстетическому миру души.

Творчество в искусстве есть психическое раскрытие личности, которое коренится в ничто. Эффект творчества — это расширение и углубление измерений души.

Высокие профессиональные навыки мастера еще не означают его творческого совершенства. Они, скорее, служат отражением определенной ступени развития. Творческое совершенство не следует искать в форме или высших ее проявлениях. Оно должно исходить из души.

…именно творческий процесс есть реальность, а реальность есть истина.

Вы способны взглянуть на ситуацию, не пытаясь обрисовать ее словами? Дать ситуации название, обратить ее в слово — значит вызвать в себе страх.

Большой ошибкой, начав атаку, будет желание предвидеть ее исход. Вы не должны думать, закончится она победой или поражением. Пусть природа берет свое, и тогда ваше оружие нанесет удар в самый подходящий момент.

Отсутствие стереотипов в технике означает свободу и полное овладение искусством.

Отсутствие привязанностей как фундамента существования — природная сущность человека. Обычно мысль безостановочно движется вперед: прошлые, настоящие и грядущие мысли следуют друг за другом непрерывным потоком.

Отсутствие мысли означает: не уноситься вслед за мыслительным процессом, не поддаваться размышлениям о внешних объектах, но при этом удерживать в поле зрения мысль о том, что вы свободны от иных мыслей.

Сфокусируйте разум, чтобы он незамедлительно интуитивно чувствовал истину, которая присутствует во всем. Разум должен быть освобожден от старых привычек, предрассудков, ограничивающих мышление, в том числе от повседневного обыденного мышления.

Опустошите свою чашу, чтобы ее можно было наполнить; станьте пустым, чтобы обрести всеобщность.

Хуже, что духовная сила стремительно уходит, когда ученик углубляется в мистику, абстракции, бесплодные попытки ухватить и зафиксировать в сознании постоянно меняющиеся движения, «препарировать и изучить» их, подобно трупу в анатомическом театре.

Но когда дело доходит до настоящего боя, оказывается, что бой — действие заранее не прописанное, бой — действие живое. Суррогаты же подобны параличу, они цементируют то, что течет и меняется. Когда вы посмотрите на них непредвзято, то окажется, что суррогаты — это не что иное, как слепая преданность систематической бесполезности, практика рутинных приемов, акробатических трюков, которая ни к чему не ведет.

Вместо того чтобы прямо взглянуть фактам в лицо, последователи тех или иных стилей продолжают придерживаться своих теорий, все больше запутываются и загоняют себя в ловушку безысходности.

Стать зрелым вовсе не означает стать пленником концепций. Зрелость — это умение реализовать то, что находится внутри нас самих.

Взаимоотношения — это понимание. Это процесс открытия самого себя. Взаимоотношения подобны зеркалу, в котором вы открываете себя. «Быть» — значит быть в отношениях.

Выбор приемов, непригодных к адаптации, к гибкости, предлагает только лучшую клетку. Истина лежит за всеми шаблонами.

Формы — это лишь напрасные повторения, предлагающие последовательный и красивый уход от самопознания, которое обещает живой реальный противник.

Знание неподвижно во времени, тогда как познание — это непрерывный процесс. Знание накапливается из источников и выводов, познание же — это движение и постоянный поиск.

Собирательный процесс — это лишь механическая тренировка памяти. Обучение же никогда не является процессом накопления, это процесс познания, не имеющий начала и конца.

Чтобы свободно выразить себя, вы должны умереть для всего, что было в прошлом. Из прошлого вы берете безопасность, новое же
помогает вам обрести свободу действий.

Свобода от познания есть смерть. Следовательно, вы живете. Не существует таких понятий, как «правильно» или «неправильно», когда вы свободны.

Боец должен устремлять свои мысли в одном направлении, на один объект, должен бороться, не оглядываясь ни назад, ни по сторонам. В своем движении вперед он должен устранить все преграды — интеллектуальные, эмоциональные, физические.

Накопление форм — просто разновидность условности. Формы становятся якорем, связывают по рукам и ногам и тянут только в одну сторону — вниз.

Подобно желтым листьям, которые могут стать золотыми монетами, чтобы успокоить плачущего ребенка, так называемые секретные движения и искаженные позы успокаивают невосприимчивого к знаниям бойца.

Никогда и никто не сможет стать хозяином своих технических знаний, если не устранит все психологические препятствия и не сумеет поддерживать свой разум в состоянии пустоты и текучести, свободным даже от тех приемов, которым он научился.

Совершенный путь труден только для тех, кто стоит перед выбором. Не любите и не ненавидьте, и тогда все для вас станет ясно. Делайте минимальные различия — небо и землю разделяет всего один человеческий волос. Если вы хотите, чтобы открылась истина, никогда не будьте ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть самая худшая болезнь ума.

Надо оставаться простым, не нужно ничего особенного. Ешьте пищу, пропускайте через себя воду, а когда устанете, полежите. Невежды посмеются надо мной, но мудрые поймут.

Не ставьте перед собой никаких целей. Проходите по жизни легко, воспринимайте все как нечто несущественное, оставаясь спокойными, в чистоте и непорочности. Те, кто обретает, теряют. Не стремитесь опередить других, идите следом.

Не убегайте, пусть будет то, что будет. Не ищите, ибо все само к вам придет, когда вы меньше всего этого ожидаете.

Говорят, что талант сам создает себе возможности. Однако иногда кажется, что страстное желание создает для себя не только возможности, но и сам талант.

Отдельно существующий индивид стабилен лишь до тех пор, пока он одержим своей самооценкой. Поддержание этой самооценки — постоянная повинность, требующая в качестве налога все его силы и внутренние резервы. Мы должны доказывать свою состоятельность и оправдывать свое существование день за днем, снова и снова. Когда же по какой-либо причине достичь высокой самооценки невозможно, индивид-одиночка становится в высшей степени взрывоопасным существом. Он отворачивается от своей малообещающей сущности и пускается в погоню за гордостью, этой подменой самооценки.

Страх происходит от неуверенности. Когда мы абсолютно уверены в своей состоятельности или несостоятельности, мы почти недоступны для страха. Поэтому ощущение своей полной ничтожности может послужить источником смелости. Все кажется возможным, когда мы совершенно беспомощны или очень могущественны, — и то и другое
состояние порождают доверчивость.

 

*Цитаты из книги “Путь опережающего кулака”, Брюс Ли. Перевод Марины Каменец.

 Москва. Изд-во “Манн, Иванов и Фербер”, 2014 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Тоже интересно
Читать

В.К.Туркин. Драматургия кино

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова В. К. ТУРКИН   Драматургия КИНО Очерки по теории и практике…