Алексей Слаповский. Совет начинающим телесценаристам

Совет начинающим телесценаристам: если вы хотите писать настоящие истории о настоящих людях, то есть «человеческие», про жизнь, лучше сразу бросайте ТВ, вам этого сделать не дадут. Драму утянут в густопсовую мелодраму или сделают адаптированной, а главное – измучают донельзя. Почему? Да потому, что каждый редактор и продюсер уверен, что прекрасно разбирается в людях и в жизни. И, конечно, в психологии. И, уж само собой, в драматургии. Поэтому вмешиваться будут абсолютно все и во всё. Как усталый зек, вы будете пахать на своей делянке, слушая многоголосый лай бригадиров: «Не так! Много слов! Мало действия! Нет интриги! Нет мотивации! Нет конфликта! Это литература!»
И они, самое-то ужасное, по-своему правы: вас тут поставили норму давать, кубометры – причем, что самое важное, строго определенной кондиции. Калиброванные. Шаг вправо, шаг влево – побег. Литература. Диалог длиннее страницы – литература. (Или мыло, но я не к мыльникам обращаюсь). И упаси вас боже влюбить героя в героиню просто потому, что она ему понравилась. Тут же последует окрик: «Зритель должен понимать, ПОЧЕМУ И ЗА ЧТО он в нее влюбился!»
Поэтому пишите жанр. Детективы, приключения, лирические комедии. Если, конечно, таланта хватит – он ведь везде нужен. Максимум сюжета, минимум психологии. Претензий будет намного меньше, поверьте. И душевных затрат – оставьте их для серьезных дел.
Я вот всегда, в сущности, сознательно на ТВ занимался сказками для взрослых, а сейчас сдуру занесло в человечинку, в психологию, чтоб ей. Раскаиваюсь, но делать нечего, надо пытаться, заведомо понимая, что самый лучший сериальный результат несравним с результатом в литературе.
И кстати, если кто-то надеется: вот попишу сериальчики лет пять-десять, а потом возьмусь за серьезную литературу, это опасное заблуждение. Можно так никогда и не взяться. Или навсегда сбить прицел. Кем угодно, сторожем, грузчиком, только не сценаристом. Если уж очень зачешется, то прийти в эту отрасль можно прийти ПОСЛЕ. Когда прицел уже не собьешь. Когда после любых кубометров и однообразной рубки не утратишь способности к художественной резьбе. Да и то может сказаться…
Про кино не говорю, но в мейнстриме то же самое.

______

Источник