«Мой брат умер». Последний сценарий Алексея Балабанова
В палате было светло.
Карина улыбалась. Под простыней выделялся ее огромный живот.
В палату вошел доктор, держа в руках снимки.
— У вас двойня, — как-то неестественно весело сказал он. Немножко специально.
Посмотрел на то, что держал в руках, и передал Карине.
— Мальчики, — сказал он.
Карина продолжала улыбаться, но снимков не взяла.
— Я знаю. Ваня и Петя, — сказала она
× × ×
Доктор вышел из палаты, прошел по коридору, где сидели хорошо одетый мужчина средних лет и молодая женщина.
— Можно? — спросил мужчина уходящего доктора.
— А, да, конечно, заходите. Только не долго.
Мужчина встал и вошел в палату. Женщина прошла за ним.
Карина улыбалась.
— Ваня и Петя, — сказала она.
Мужчина промолчал.
× × ×
Карина кричала.
— Тужься, тужься, — повторяла акушер.
По коридору прошел доктор. Мужчина сидел там же. Женщина нервно встала.
— Не волнуйтесь, все хорошо, — сказал им доктор, проходя, и зашел в палату.
Мужчина тоже нервничал.
— Ну что? — спросил доктор, войдя в палату.
— Первый пошел, — сказала акушер.
Карина кричала.
Появился первый. Акушер приняла его.
— Мертвый, — привычно сказала она и передала тело доктору.
— У него глаз нет, — нервно и чуть испуганно сказал доктор.
У мальчика вместо глаз были черные дырки.
— Второй пошел, — воскликнула акушер.
Доктор принял его сам.
У мальчика было четыре глаза. Он кричал.
Карина кричать перестала.
— Я знал, — сказал доктор.
Он провел рукой перед белыми глазами младенца.
— Он не видит, — сказал он и передал младенца акушеру.
× × ×
Доктор прошел по коридору. Мужчина и женщина сидели там же.
× × ×
Мужчина стоял у кровати Карины. Она плакала, прижимая к груди четырехглазого ребенка.
— Его надо отдать в приют для уродов, — сказал мужчина.
— Нет, — плача воскликнула Карина, прижимая к себе мальчика.
— Тогда выбирай: либо я, либо он. Такой наследник мне не нужен.
— Я его никому не отдам, — истерично крикнула Карина.
— Тогда так… Я оставляю вам квартиру и пятьсот тысяч евро. Живите с миром, — спокойно сказал мужчина и вышел из палаты.
— Саша! — крикнула Карина.
Женщина вошла в палату.
— Таня, — сказала Карина тихо…
× × ×
По реке шел лед.
МОЙ БРАТ УМЕР
Прошло восемнадцать лет.
Ваня жил в голове у Пети. Его глаза видели.
«Церковные, — говорю, — и на небо смотрят не с верою, а в Аристетилевы врата глядят, — читал Ваня, — и путь в море по звезде языческого бога Рамфана определяют. А ты с ними в одну точку смотреть захотел? А Лефонтий отвечает…»
— Страницу перелистни, — попросил Ваня.
Петя перелистнул. Он сидел за столом перед открытой книгой и слушал Ванин голос.
«Ты, дядя, баснишь: никакого бога Рамфана не было и нет, а все единою премудростию создано.
Я от этого словно еще глупее стал и говорю:
— Церковные кофий пьют.
— Что за беда, — отвечает Лефонтий. — Кофий боб, он был царю Давиду в дар принесен.
Я сам вовсе уже не знаю, что сказать, да брякнул ему:
— Церковные, — говорю, — зайцев едят, а заяц поганый.
— Не погань, — говорит, — Богом созданного, это грех.
— Как, — говорю, — не поганить зайца, когда он поганый, когда у него ослий склад и мужеженское естество, и он рождает в человеке густую и меланхолическую кровь».
— Ладно, хватит. Устал я что-то, — сказал Петя.
— Закладку положи, — попросил Ваня.
Петя вложил закладку и закрыл томик с надписью «Н. С. Лесков».
— Тетя Таня пришла, — сказал Петя.
У него глаза были покрыты белой пленкой. Волосы были длинные.
— А ты почем знаешь, что она? — спросил Ваня.
— А ты что, не знаешь, что я шаги слышу? — спросил Петя.
Квартира была большая.
— Привет, Петя! — сказала тетя, входя в комнату.
— Тетя Таня, прибери, пожалуйста, и суп свари, — попросил Петя.
Тетя Таня вышла.
— Давай к маме сходим, — сказал Ваня.
— Давай, — ответил Петя.
Петя встал и надел черные очки.
— Мне очки не забудь, — сказал Ваня.
Петя взял ободок темного стекла и надел на Ванины глаза.
× × ×
Он шел по улице.
— Ваня, ты знаешь, мне Лесков не нравится. Я его не понимаю. Я слов много не знаю.
— А мне нравится, — сказал Ваня. — Я тоже много слов не знаю, но тем он и интереснее. Вот Достоевский просто пишет, у него сюжеты интересные, а вот фразы «до чего ж поганый народ — люди» он не придумает. Осторожно, здесь ступенька…
— Я помню, — сказал Петя. — Я шаги считаю.
В руках у него была трость для слепых.
Петя пересек площадь, прошел по узкой улочке и подошел к старому зданию с надписью «Психиатрическая больница № 1».
Петя прошел по коридору и сел на скамейку. Из кабинета вышел доктор и пошел по коридору. Он хромал.
— Здравствуйте, доктор! — крикнул Петя.
— А как вы знаете, что это я? — спросил доктор, подходя.
— По шагам, — сказал Петя. — Вы же знаете, что я хорошо слышу, а Вы хромаете на правую ногу.
Доктор улыбнулся.
— Как мама сегодня? — спросил Петя.
— Сегодня не очень. Пойдемте, — сказал доктор.
Доктор взял Петю под руку, они прошли по коридору и вошли в палату.
В одноместной палате дремала мама. Она была седая.
Петя подошел и сел на край кровати.
— Здравствуй, мама! — сказал он.
Мама открыла глаза.
— Ваня, — сказала она, глядя немножко мимо него.
— Мама, я тебе каждый раз говорю, что Ваня умер, — сказал Петя.
— Это туловище мое умерло, — сказал Ваня. — До чего ж поганый народ — люди.
— Ваня, — сказала мама, беря Петю за руку.
Она все так же смотрела мимо. Они молчали.
— Пойдемте, Петр, — сказал доктор.
Петя встал, и они вышли.
— Надо за два месяца заплатить, — сказал доктор уже в коридоре.
— Тетя Таня занесет деньги, — как-то отрешенно сказал Петя. — А когда ее можно будет забрать домой? — спросил он.
— Я не знаю, — сказал доктор.
× × ×
Петя молча шел по городу.
— Давай в банкомат зайдем, — сказал Ваня. — Осторожно, машина!
— Я слышу, — сказал Петя, остановился и пропустил машину.
× × ×
Он стоял перед банкоматом, держа в руках карточку.
— Другой стороной, — сказал Ваня.
Петя перевернул карточку, провел рукой по банкомату и ввел карточку в гнездо, нащупал клавиши и четыре раза нажал на цифру 1.
На экране возникли суммы. Петя привычно нажал на сумму 5000. Потекли деньги. Петя забрал деньги и нажал еще раз.
× × ×
Петя шел по улице.
— А маме хуже стало? — спросил он.
— Да, — сказал Ваня. — Давай в бар зайдем.
2 коммента
Алексей Балабанов – отделенная, отдаленная от всех иных Звезда. Свет которой ярок и крайне необычен. Пусть она светит вечно! Форматируя свои мысли, мы все дальше отлетаем от нее…
Этот сценарий незаконченный потому что Алексей Балабанов умер не окончив его? Жаль.
Жаль, что такой гениальный сценарист умер. Это прискорбно. Видимо, после его смерти в нашем кинематографе стал наиболее очевиден дефицит талантливых сценаристов.
В итоге, мы получаем лишь то, что имеем на экранах. Нет, сейчас до сих пор есть гениальные фильмы, но их мало. Честно, я думал, что Балабанов напишет и Брат-3, но не судьба. Мы все будем помнить его вечно!