Давид снова поворачивает ключ зажигания. Мотор, несколько раз чихнув, заводится и начинает с перебоями работать.
Арчил. Добавь газа!
Давид, глядя вниз, на ноги, выжимает газ. Мотор страшно ревет.
Арчил. Я сказал, добавь, а не дави в пол!.. И не смотри на ноги. (Обороты двигателя уменьшаются.) Выжимай сцепление… Левой ногой выжимай! Правой прибавляй газу. (Перемещает рычаг передач.) Отпускай сцепление, Поехали. Газу.
Машина, подпрыгнув, едет прямо в кусты…
Шоссе. Ночь. Фары едущей машины выхватывают указатель – до родного города Арчилу и Давиду остается два километра.
Давид ведет машину и клюет носом. Машина виляет. Арчил дергает брата за плечо. Давид выравнивает машину.
Арчил. Ты молодец, Давид. Еще чуть-чуть осталось…
Внезапно Давид давит на тормоз. Машина останавливается.
Арчил. Что случилось?
Давид. А как мы появимся домой? Что будет с мамой?
Арчил. Но мы же не можем бросить его здесь! Его надо везти домой… (Стучит кулакам по спинке сиденья.) Я не знаю, что делать! (Трясет тело Отца за плечо.) Отец, что делать?! (Плачет.)
Давид, глядя на брата, тоже начинает всхлипывать.
Арчил (успокоившись). Поехали. Я не знаю, как мы скажем… Но надо ехать домой…
Давид заводит двигатель. Машина трогается с места. Неожиданно в заднее стекло бьет яркий свет. Он становится все ярче и ярче.
Давид. Арчи! Арчи, что это?!
Теперь виден и источник этого света. Черная «Волга» обходит «Волгу» братьев, прижимает ее к обочине.
Арчил. Поворачивай! Поворачивай!
Давид выруливает к обочине. Сзади пристраивается еще одна черная «Волга»…
Три машины с погашенными фарами стоят на обочине дороги…
Перепутанный Давид озирается по сторонам. Арчил обнимает тело Отца, словно защищая его.
Давид. Кто это?! Кто…
Из первой «Волги» появляются двое. В одинаковых плащах. Руки в карманах. Они подходят к машине братьев. Один из них заглядывает в окно. Светит фонариком в испуганные лица Арчила и Давида.
Мужчина. Здорово, мужики…
Давид (сглотнув слюну). Здравствуйте.
Луч фонарика высвечивает тело Отца.
Мужчина. Что с ним?
Арчил. Он умер…
Мужчина. То есть?
Давид. Это из-за меня! Он упал с вышки! Там, на острове…
Давид показывает куда-то в сторону. Мужчина подзывает к себе еще двоих, одетых так же, как он.
Мужчина (Арчилу). Посторонись- ка…
Арчил выходит из машины. Трое мужчин, подхватив тело Отца, переносят его в свою машину. Давид выходит вслед за братом.
Давид. Куда вы его?
Мужчина. Не волнуйся, мы о нем позаботимся, сынок. (Присаживается на корточки рядом с Давидом.) Скажи- ка мне… Он должен был кое-что везти. Это принадлежит нам. Где это?
Давид. Ящик?
Мужчина. Точно.
Арчил. В багажнике.
Мужчина делает знак одному из своих помощников. Тот достает из багажника рюкзак Отца. Кивает головой. Относит рюкзак в черную «Волгу».
Мужчина. Надеюсь, вы его не открывали?
Арчил. Хотели, но не открывали…
Мужчина треплет Арчила по волосам. Делает знак помощнику.
Мужчина. Отвезешь пацанов поближе к дому и там высадишь… Вперед.
Арчил. А как же папина машина?..
Мужчина. Не волнуйся, сынок, садись!
Все рассаживаются по машинам. Арчил и Давид забираются на заднее сиденье чужой «Волги».
Машина трогается с места. Давид оглядывается в заднее окно. Возле отцовской «Волги» суетятся люди. Вот они отбегают, едут за ними. Оставленная на дороге машина Отца разом вспыхивает и беззвучно взрывается…
Возле ворот дома свалены вещи. Арчил и Давид колотят по створкам кулаками.
Арчил. Мама! Мамочка!..
Давид. Бабушка!
Ворота открываются. Мать и Бабушка стоят в проеме.
Мать. Господи! Вы?!..
Арчил и Давид бросаются к ней, утыкаются в живот.
Давид. Мы вернулись!
Арчил. Приехали…
Мать, опустившись на корточки сгребает сыновей в объятия.
Мать. Господи! Почему так долго? Господи! Мы не знали, что и думать.
Давид (обняв Мать за шею). Ну, так получилось, ма, мы не поехали к водопадам…
Арчил. Папа… В общем, он решил показать нам одно озеро, это немного дальше…
Мать (плачет). Господи, озеро!..
Арчил (обнимает Мать за шею с другой стороны). Но мы же были с ним, ма! Что могло случиться?
Мать (встает, оглядывает улицу в поисках машины). А где он сам? Где отец?
Арчил, запнувшись, глядит под ноги.
Давид (глядя в глаза Матери). Он уехал…
Мать. Уехал?!..
Бабушка. Пошли в дом. Всех соседей перебудили.
Арчил и Давид, вымытые, причесанные, сидят за столом.
Арчил. Уехал… торопился… Куда-то надо было успеть…
Мать. Два дня назад заезжали какие-то люди, спрашивали его…
Давид (обрадованно). Вот он с ними и уехал! Они нас по дороге встретили! Говорят, поехали, надо срочно на Север лететь, кто-то там в беду попал, что ли… Он сам уехал… улетел… нас подвезли. Он попросил…
Арчил. Но он сказал, вернется.
Давид. Позже…
Тяжелая пауза.
Мать (глядя перед собой). Не верю. Ни одному слову не верю! (Сыновьям.) Что вы скрываете?! Отвечайте мне!
(Начинает плакать.) Вы же меня мучаете!
Давид встает, подходит к Матери, обнимает ее.
Давид. Он уехал, мама. Это все. Нам нечего больше сказать… Арчи?..
Арчил (прячет глаза). Он уехал. Это правда.
Мать (глядя на Давида как на взрослого). Но он ведь мог заехать, сказать, предупредить…
Давид. Нет, мама, не мог.
Бабушка (Арчилу и Давиду). Спать ведь уже хотите! Идите ложитесь…
И все. Опять тьма. И во тьме неясные голоса, шум, звон посуды. Но вот она рассеивается…
Небольшая комната. Стандартная недорогая обстановка. Окно зашторено. Сквозь щель в шторах падает луч света на запотевшую бутылку с пивом, прямо из горлышка которой отхлебывает грузный мужчина в спортивных трусах. Он сидит возле низкого столика, на котором в миске вареные креветки. Рядом миска с креветочной шелухой. Напротив сидит мужчина в джинсах и футболке. Из другой комнаты доносится женский голос:
2 коммента
Вы правы, потому что настоящий Режиссёр прав всегда. Знаю по работе в театре. Буду признателен, если что-то прочитаете из драматургии.
Надо сказать, что изменения в процессе работы над фильмом пошли на пользу. Убрали первые и последние сцены – слишком лиричные. Подсократили финал. Добавили образ вышки, как преодоление для Ивана. Если бы я читал сценарий, не посмотрев фильм, меня бы тоже резанула неестественность сцены, когда старший брат, который умеет водить машину, и заменивший погибшего отца, вдруг садится на заднее сиденье (потому что захотелось сидеть рядом с трупом отца) и учит с заднего сиденья младшего, как вести машину… Единственное, тема сундука без объяснения бандитской подоплеки в фильме осталась в подвешенном состоянии – но это и без меня, помню, десять лет назад критики ставили в упрек в обязательной программе… А так, конечно, сценарий очень мощный, лаконичный, с внутренним мотором, лучше прочитать его раза три с детальным разбором, чем десять книжек по сценарному мастерству.