Отец. Давай-давай, влезай! (Протягивает руку и втаскивает Давида на площадку.) А где Арчил?
Давид (задыхаясь, машет рукой). Он не полез.
Отец. Понятно.
Сейчас Отец и Давид значительно выше уровня деревьев, растущих на острове. Видны две палатки на песчаном мысу с другой стороны острова и лодка на берегу. Неподалеку от вышки – несколько почерневших изб с прохудившимися крышами и развалины деревянной церкви. А вокруг, везде, насколько хватает глаз, расстилается водная ширь… Ветер усиливается. Видны белые барашки на волнах. Площадка раскачивается. Давид смотрит вниз, ему становится страшно: так высоко, такой ненадежной кажется эта деревянная конструкция. Он обеими руками цепляется в ограждение.
Отец снимает с шеи неизвестно откуда взявшийся у него бинокль – старый, мощный, корпус из потемневшей меди, окуляры закрыты мягкими кожаными накладками.
Отец (трогает Давида за плечо). На, посмотри.
Давид с трудом отрывает одну руку от бруса, берет бинокль. Бинокль тяжелый и ходит в руке Давида ходуном. Перед глазами Давида на фоне артиллерийского прицела колеблются приблизившиеся берега.
Отец. Возьми двумя руками и сфокусируй.
Давид осторожно отпускает вторую руку, фокусирует бинокль. Изображение становится четким. Бесконечные однообразные болотные берега, поросшие скрюченными сосенками.
Внезапно он чувствует, как взлетает в воздух, отдергивает от глаз бинокль. Это отец ставит его на ограждение.
Отец. Так еще виднее, правда. Давид?
Давид белеет от страха и теряет дар речи. Раздается оглушительный раскат грома. Над головой сгущаются черные тучи. А солнечный просвет сдвинулся в сторону от острова, там по-прежнему сверкают на воде яркие блики. Ветвистая молния прорезает пространство и вонзается в озеро. И еще один раскат. У Давида намокают штаны. Моча капает с брючины на доски площадки, и тут же следом начинается ливень. Одежда Давида мгновенно намокает, и его слабость остается для Отца не замеченной. Отец снимает Давида с ограждения, машет в сторону люка.
Отец (кричит). Быстро вниз! Быстро!
Отец, Арчил и Давид сидят за сколоченным из подручных палок и веток столом, доедают картошку с тушенкой, запивая чаем. Рядом дымится потухающий костер. Из-за туч выглянуло солнце, от просыхающих палаток идет пар.
Отец. …И на двадцать восьмом этаже они останавливаются, и он наконец говорит: «Я к-к-ключ забыл внизу».
Арчил и Отец смеются. Давид изображает на лице улыбку.
Арчил. Папа, а ты слышал анекдот, как русский, американец и француз полетели на Луну?..
Отец отставляет от себя миску и кружку, облизывает ложку и кладет в миску.
Отец. Хорошего понемножку. Спасибо за компанию.
Арчил. На здоровье, папа.
Давид только искоса молча посматривает на Отца.
Отец. Так, мы с Арчилом сейчас за дровами, а ты, Давид, помоешь посуду.
Давид. Почему я?
Отец. Кто последний поедает, тот за всеми убирает.
Давид сваливает у кромки воды грязные миски и кружки. Оглядывается. Отец и Арчил уходят в лес. Давид бежит по дюне вверх к палатке. Залезает в свою палатку, достает оттуда полиэтиленовый пакет и опять возвращается к берегу.
Озираясь, брезгливо двумя пальцами извлекает из пакета брюки и бросает их в воду. Полощет. Достает, нюхает морщась. Намыливает и опять полощет. Тем временем миски плывут вдоль берега, то выбрасываемые волнами на песок, то снова смываемые. Давид с яростью стирает штаны. Отжимает. Нюхает. Бежит и вешает брюки на ветку сосны за палаткой.
Возвращается к берегу и тут замечает уплывшие миски: две небольшие – его и Арчила, и большую – Отца. Давид вылавливает две из них и спокойно наблюдает, как миска Отца все дальше отплывает от берега и, перевернувшись, тонет в темной воде.
Давид приносит и составляет на свежесколоченный стол миски, кружки и ложки. Отец с Арчилом как раз вкопали в песок скамейку. Отец, разогнувшись, берет одну из мисок, проводит пальцем внутри и снаружи. Рассматривает палец.
Отец. На троечку сойдет.
Давид (откашлявшись). Там это… в общем, твоя миска утонула.
Отец (разглядывая посуду). Как это?
Давид (глядя прямо в глаза Отца). Ее волной смыло.
Отец (после паузы). Смыло? А из чего я есть буду, сын?
Давид. Я не нарочно…
Отец. Ладно. Я покажу тебе, как вырезать миску из березы.
Давид. У меня не получится.
Отец. Дело нехитрое. Я тебя научу. А пока можете заняться своими делами.
Отец встает, берет из палатки пустой рюкзак.
Арчил. А ты?
Отец. Пойду прогуляюсь…
Давид. Нам бы червей найти. На хлеб здешняя рыба не пойдет.
Отец (пожимает плечами). Ищите.
Отец уходит, скрывается в сосновой роще.
Давид (передразнивает). ” Ищите…” А где искать? Кругом песок один!
Арчил. А чего он рюкзак взял?
Давид. Кто его знает? Может, грибы пошел искать…
Пинает песок, который веером разлетается вокруг.
Арчил. А может, смотаться в сторону той деревни? Может, там есть?
Давид. Далеко…
Арчил. Все равно черви нужны.
Давид. Ну пошли. Банку только возьми.
Арчил берет пустую консервную банку, лежащую среди мусора в специально вырытой яме.
Арчил (разглядывая банку). Годится!
Утро. Давид и Арчил шагают по дюнам.
Арчил. А это точно остров?
Давид. Точно. Я видел с вышки – кругом вода.
Арчил. И людей совсем нет?
Давид. Похоже, нет. Я вот все думаю, чего его сюда принесло? Людей нет! Рыбачить – он не рыбачит. Как думаешь?
Арчил. Красиво здесь. Может, ему просто нравится? (С яростью убивает комара, присосавшегося к его шее.)
Давид. Да уж, очень красиво!
Заброшенная деревня. Две сгоревшие избы и черный остов деревянной церкви. Возле церкви – небольшое кладбище: двa-три покосившихся креста.
Арчил и Давид подходят к деревне.
Арчил (бросает взгляд в сторону кладбища). Вот где червей полным-полно!..
Неожиданно Давид зажимает рот брату. Показывает ему взглядом на заброшенный дом. Из дома с лопатой в руке выходит Отец. Он идет в сторону кладбища. Братья едва успевают спрятаться за углом церкви.
Отец заходит за развалившуюся ограду. Несколько мгновений ищет место между крестами, начинает копать.
Братья во все глаза наблюдают за ним.
2 коммента
Вы правы, потому что настоящий Режиссёр прав всегда. Знаю по работе в театре. Буду признателен, если что-то прочитаете из драматургии.
Надо сказать, что изменения в процессе работы над фильмом пошли на пользу. Убрали первые и последние сцены – слишком лиричные. Подсократили финал. Добавили образ вышки, как преодоление для Ивана. Если бы я читал сценарий, не посмотрев фильм, меня бы тоже резанула неестественность сцены, когда старший брат, который умеет водить машину, и заменивший погибшего отца, вдруг садится на заднее сиденье (потому что захотелось сидеть рядом с трупом отца) и учит с заднего сиденья младшего, как вести машину… Единственное, тема сундука без объяснения бандитской подоплеки в фильме осталась в подвешенном состоянии – но это и без меня, помню, десять лет назад критики ставили в упрек в обязательной программе… А так, конечно, сценарий очень мощный, лаконичный, с внутренним мотором, лучше прочитать его раза три с детальным разбором, чем десять книжек по сценарному мастерству.