Кто здесь: сценаристы
Никифорова Ольга Алексеевна

Родилась 12 апреля 1983 года. Получила две специальности: «медицинская сестра» и «управленец персоналом». Семь лет работала медицинской сестрой, не бросая любимую профессию до последнего, совмещая её со сценарным трудом. И только рождение дочери заставило сделать окончательный выбор в пользу профессии сценарист.
Автор сценариев сериалов («Я лечу», «Солдаты и офицеры», «Отель» и пр), анимационных фильмов, телевизионных программ (юмористическая программа «Игры разума» с А.Цекало; «Домашние сказки», СТС; «Смешные праздники», ОРТ; НГ-шоу «Смешарики-2008», СТС; «Крутое ТВ» с Анастасией Заворотнюк и др.), автор нескольких песне для ТВ, расшутчик ряда полнометражных фильмов. А также:
Главный автор и сценарист сериала «Дворик», (120-250 серии), 2010-2011, канал «Россия”
Автор полнометражного мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица», 2009 г, СТВ и «Мельница» 
Автор мультсериала «Бо и СУ» для анимационной студии «D3», 2011 
Автор полнометражного игрового фильма “Меч-кладенец” для компании «Уолт Дисней», 2011, в соавторстве с Леонидом Кагановым (в производстве)
Автор трёх серий второго сезона мультсериала «Везуха» для компании «Метроном», 2012(н.в сезон в производстве)

1) Где, у кого и как училась писать сценарии? Что было самым важным в кинообразовании?

Меня учил Саша Бачило, сценарист и писатель от бога. Без теории, ковал в работе. На тот момент всем в моём окружении было понятно, что я пусть немного, но одарена, и нельзя было позволить мне и дальше оставаться просто медицинской сестрой. А к написанию книг не располагало плачевное финансовое состояние. Это от того, что ситуация на книжном рынке трагична: написать нестыдную и при этом коммерчески успешную книгу дело не то, чтобы хитрое, но это заводит любого начинающего автора в тупик. Либо автор пишет, что ему нравится, но для самиздата и сборников. Либо попадает в обойму профессиональных писучек, но в этом случае издательство стребует с автора ещё четыре книги за год – поточный труд, который стоит очень дёшево, а поле, что остаётся для творчества, невелико.Это я так долго веду к тому, что сценаристом стала от безысходности, на холодном расчёте. Мои литературные способности требовали выхода. Квартирные хозяйки требовали ежемесячных взносов. Сапожки кричали «почини меня». Социопатия намекала, что неплохо бы сидеть дома, и как можно реже видеть людей. Хотелось горячей и полезной пищи, хотя бы раз в день, остро хотелось финансовой независимости от людей и обстоятельств. Ответом на все эти высокие и низменные запросы стало написание сценариев. Если уж продаваться, то задорого. И многие профессиональные сценаристы стали сценаристами точно также. Не верьте монологам о том, что синематограф покорил их в нежном возрасте, и они мечтали, хотели, горели, в экзальтации скрипели пером. Акт творчества – процесс во многом болезненный и аутоиммунный, радоваться ему сложно. Просто в разные периоды новейшей истории способным людям банально хотелось есть – такова беспощадная правда, без прикрас и иллюзий.
В моей формулировке профессиональный автор – это человек, который за деньги пишет буквы руками. На наше счастье именно из-за приличных денег, которые платят в кинематографе за буквы, некоторые авторы свернули с выбранного жизненного пути, и стали достойными сценаристами. Примеры этому найти несложно.Позже, когда я стала работать самостоятельно, я, конечно, перечитала все самообразовательные книги по написанию сценариев – Макки, Сегер. Побывала, волею судеб, на лекциях по сценарному мастерству в «Амедии». Вся полученная информация меня скорее разочаровала, мне кажется, что несомненная польза теории в нашей области переоценена.
Безусловно, это очень полезно – уметь строить арки, задавать своим героям и сюжетам нужные вопросы и правильно отвечать на них. Но, по сути, человек со способностями всё это знает нативно. Освоить сценарную терминологию, и разобраться в жанрах – вопрос двух дней.Вся эта наукообразная машина по ковке из человека сценариста скорее мешает индустрии в России, чем помогает. Огромному количеству людей без искры таланта и творческого восприятия сценарные курсы дали в руки лекало и циркуль. Теперь они обучены рисовать ровные круги и несколько простых фигур. Равно, как и редакторы (а дефицит профессиональных редакторов ещё больше, чем острая потребность в хороших сценаристах), равно, как и продюсеры, которые посетили те же самые курсы, и уверены, что знают о создании сценариев всё. В результате мы имеем то, что мы имеем – неразмыкаемый порочный круг, уроборос кусает за хвост самого себя. Невежество и бесталанность под прикрытием полученных на курсах знаний, неумение и страх выйти за рамки простейших, заученных форм, сплелись в такой дикий клубок на телевидении и большом экране, что теперь совершенно неясно, как это исправить. И можно ли это исправить.Гораздо больше пользы мне принесли учебники по монтажу, знания об операторской работе. Умение выстроить кадр, визуализировать его на бумаге, удачно прописанные склейки и точные экспликации помогают убедить режиссёра, заставить его – хотя бы частично – смотреть на сценарий также, как видит его сценарист. А хорошим режиссёру и сценаристу, объединившись, выстоять против ужасающей редактуры и мироедов-продюсеров гораздо проще.Безусловную же пользу лично мне принесло чтение талантливых сценариев. Из наших – Григория Горина и Юрия Короткова. Почитайте сценарий Володарского и Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Точна каждая сцена, выстреливает каждая фраза. Человеку, способному к анализу, эти тексты дадут больше сухой теории.

2) Что написано? Какими проектами гордишься? О каких хочется забыть?

Не стыдно ни за один сценарий. Другое дело, что «российский кинематограф есть последовательное ухудшение написанного сценария на каждом этапе производства» (с) А. Бачило.
Дело доходит до того, что выходит проект на экраны, а я бегу в ЖЖ, сценарий выкладываю. Мол, посочувствуйте разницу, в кошмарной игре актёров и жуткой картинке моей вины нет. Этот вынужденный акт отмежевания от итогового результата сам по себе отвратителен, но иного реальность нам почти не оставляет.

3 коммента
  1. Любопытно было узнать, что Ольга всех, кто получил профильное образование в кино, считает бесталанными 🙂 в отличие от себя, любименькой…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Тоже интересно
Ник Пиццолатто
Читать

Ник Пиццолатто, «True Detective»: «Когда меня выгонят, пойду писать романы». (Ч.1)

Интервью с создателем телесериала "Настоящий Детектив" - сценаристом и писателем Ником Пиццолатто. О пути в телевизионную сценаристику, стратегии продвижении сценария, о драматургии, о рождении замысла "True Detective" и о начале работы над сериалом.
Фото сценариста Винса Гиллигана
Читать

Винс Гиллиган, Breaking Bad: «Уолт – это опухоль в центре сериала». Ч.2

Вторая часть интервью с Винсом Гиллиганом, в которой речь пойдет о том, как удержать внимание зрителя, почему автор не сочувствует герою, и как забастовка Гильдии сценаристов спасла сериал.
Ник Пиццолатто
Читать

Ник Пиццолатто, “True Detective”: “Наш сериал не похож на обычные полицейские драмы”. (Ч.2)

Вторая часть интервью с Ником Пиццолатто, автором сериала "Настоящий Детектив". О нуаре, особенностях жанра детектива, почему социальный роман - это детективный роман, а также об эпохе Конца Империи.